Зарегистрироваться

Логистика

Категории Логистика | Под редакцией сообщества: Экономика

Современная логистика определяется как наука об организации функциональных подразделений предприятия, а также связанных групп предприятий в процессе движения продукции от производителя до конечного потребителя на основе интеграции и координации различных процедур с целью минимизации общих затрат.

Логистика является междисциплинарным научным направлением, связанным поиском новых возможностей повышения эффективности предприятий за счет движения и трансформации материальных ресурсов (предметов труда). Это достигается путем получения необходимых продуктов и услуг там, где они необходимы и тогда, когда они требуются.

Расширение сферы применения логистики в последние десятилетия связано с развитием методов управления материальными, и связанными с ними информационными и финансовыми потоками. Весь этот сложный процесс, в котором никогда не бывает остановок, представляет уникальную область деятельности – логистика.

История термина

Появление термина «логистика» в экономике нельзя назвать случайным. В течение веков это слово использовалось в различных областях: военном искусстве, практическом счетоводстве, при распределении продуктов, сборе налогов, математической логике. Несмотря на то, что термин использовался специалистами в таких несхожих сферах жизни деятельности человека, объединяло их общее начало – необходимость точности и согласованности в действиях.

Первые упоминания о логистике можно найти еще у древних афинян. Представителей контрольной палаты (главных контролеров) всех общественных касс, называли логистами. В их обязанности было вменено осуществлять контроль над финансами и давать увольнение заканчивающим службу магистратам [1]. До 1600 года логистикой так же называли практическое счетоводство, в противоположность арифметике ( науке о числах). В 1591 году было введено (Вьета) выражение Logistica numerosa, используемое для числового счета, и Logistica speciosa для буквенного исчисления [1]. Позднее данные названия вышли из употребления.

Еще одно использование слова «логистика» относится к математической логике. В этом значении впервые термин был закреплен немецким математиком Готфридом Лейбницем. Официально математическая логика стала называться логистикой после философского конгресса 1904 года в Женеве.

Но самое широкое распространение термин нашел в военной области. Уже в IX веке н.э. в Византии логистика занимается организацией согласованной работы тыла и действующей армии по обеспечению ее всем необходимым. От успеха логистики во многом зависели победы военных, и практические подходы к организации и управлению снабжением войск, транспортным обслуживанием, дислокацией. Как область в военной науки логистика сформировалась только в середине 19 века. Получив развитие сразу в двух направлениях: как наука об организации походных движений ( Жомини) и как техническая часть сражений (Рюстов) [1]. Сегодня термин логистика, применительно к военной науке, в большинстве стран считается устаревшим, хотя в США до сих пор используется, применительно к материально-техническому обеспечению вооруженных сил.

К настоящему моменту логистику можно определить как интегрированный процесс, призванный содействовать созданию потребительной стоимости с наименьшими общими издержками. Удовлетворяя запросы потребителей, и способствуя более эффективному управлению производственной деятельностью и маркетингом, данный подход дал новое звучание термину логистика.

Эволюция развития логистики

Необходимость управления деятельностью, включающей материальное обеспечение, производство и сбытовые функции, существовала всегда и составляла важную сторону хозяйственной жизни любого общества. При этом подходы к управлению движением материальных ресурсов претерпевали изменения по мере развития рыночных отношений.

Развитие рыночных отношений, усиление конкурентной борьбы требовали поиска новых подходов к управлению. Поиск таких подходов стал наиболее эффективным в сфере снижения себестоимости за счет более рационального управления движением материальных потоков: закупок, складирования, транспортировки, грузообработки и т.п. Постепенно направления хозяйственной деятельности, связанные с оптимизацией отдельных операций, обслуживающих материальные потоки, интегрировались в более широкие области. Стало очевидным, что наибольший эффект приносят подходы, при которых управление материальными потоками как вне, так и внутри организации осуществляется из одного центра. Так постепенно сформировалось направление хозяйственной деятельности, называемое сегодня логистика.

Одной из важнейших составляющих, оказавших влияние на формирование современной логистики, стало развитие информационных технологий и компьютеризация в целом. Информационный контроль за материальными потоками стал необходимой частью логистического обеспечения в большинстве стран Европы и Америки уже в 80-х годах прошлого века.

В советской практике в свое время сложилась сильная школа в области управления материально-техническим снабжением, но в условиях перехода к рыночным отношениям потребовались иные подходы к решению проблем. Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного материально-технического обеспечения заключается в том, что отдельные звенья материалопроводящей цепи интегрировались в единую систему, способную реагировать на изменения внешней среды. Сегодня логистика объединяет все то, что связано с прохождением материальных ресурсов по цепочке снабжения, производства и сбыта. Такой подход позволяет связать поставщиков сырья и материалов и потребителей конечной продукции. На сегодняшний день очевидно весьма значительное отставание российской логистики от стран с более стабильным экономическим развитием. Хотя нельзя не признать, что многие крупные отечественные предприятия весьма эффективно развивают логистику.

В России использовать термин логистика стали сравнительно недавно. Одной из первых некоммерческих общественных организаций (1997), занимавшихся продвижением концепции логистики в РФ и странах СНГ, стал Координационный совет по логистике (КСЛ). Организатор и вдохновитель, которого профессор Миротин Л.Б., приложил много усилий для популяризации логистики и установления контактов между представителями науки и бизнеса.

Автором первого (1994) и наиболее издаваемого учебника (19 изданий) по логистике можно назвать Гаджинского А.М. Наиболее известными и издаваемыми отечественными авторами в области логистики на сегодняшний день являются Аникин Б.А., Гаджинский А.М., Сергеев В.А., Миротин Л.Б.

Сегодня в России рядом ВУЗов ведется подготовка специалистов по логистике.

Объекты логистического управления

Наиболее известно определение логистики, получившее название «восемь правил логистики»:

  • Продукт – нужный продукт,
  • Качество – необходимого качества,
  • Количество – в потребном количестве,
  • Время – должен быть доставлен в нужное время,
  • Место – в нужное место,
  • Затраты – с минимальными затратами,
  • Потребитель – нужному потребителю,
  • Персонифицированность – по специально подобранным каналам (система обслуживания разрабатывается для каждого заказа).

Данное определение не является жестким – сравнительно недавно, из-за усиливающейся конкуренции к «семи правилам» был добавлен восьмой элемент «персонифицированность». Именно такой подход позволяет учесть индивидуальные требования каждого из потребителей, минимизировав при этом затраты. Цели поставленные перед логистической службой с читаются достигнутыми, если все «восемь правил» выполняются, т.е. нужный продукт необходимого уровня качества в необходимом количестве доставляется в нужное время в нужное место с минимальными затратами нужному потребителю с учетом разработки системы обслуживания для каждого отдельного заказа.

Рассматривая логистическую деятельность, принято выделять базисные, ключевые и поддерживающие функции, а также логистические операции. Функции снабжения, производства и сбыта, присущи практически всем товаропроизводителям. Они относятся к базисным логистическим функциям. Данные функции существуют на предприятии, независимо от того имеется на нем логистическая система или нет.

Современный специалист по логистике помогает рационализировать хозяйственную деятельность фирмы, путем оптимизации потоковых процессов. Поэтому понятие «поток» является важнейшим в логистике. Под потоком понимается совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как единый процесс на некотором временном интервале и измеряемая в абсолютных единицах за определенный период времени. В логистике принято выделять материальные, информационные и финансовые потоки. Рядом авторов отдельно выделяются потоки услуг.

Материальный поток является ключевым понятием в логистике. Под материальным потоком понимают грузы, детали, товарно-матриальные ценности и т.п., рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к единому временному интервалу. Материальные потоки принято делить на внешние и внутренние, входные и выходные. Материальный поток на заданный момент времени рассматривается как материальный запас.

Под информационным потоком в логистике понимается совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе или между логистической системой и внешней средой и необходимых для контроля и управления логистическими операциями. Информация выявляет конкретные потребности объектов логистической системы и объединяет их, позволяя реализовать принципы системного подхода в управлении организацией.

Финансовый поток представляет собой направленное движение финансовых ресурсов, циркулирующих в логистической системе, а так же между логистической системой и внешней средой, необходимых для эффективного движения определенного товарного потока.

Основные этапы формирования логистических концепций

С развитием рынка менялись и подходы к формированию логистических концепций. Поскольку любая концепция призвана обеспечивать единство и согласованность действий всех участников системы, то по мере изменения взглядов на место и роль логистики в экономике основные логистические концепции так же претерпевали изменения. Принято выделять следующие этапы формирования концептуальных подходов в логистике[2] .

В дологистический период (до 60-х годов 20 века) управление материальными потоками в сфере производства, снабжения и сбыта носило фрагментарный характер. Интенсивное развитие всех видов транспорта, в особенности автомобильного, значительно повысили роль транспортной составляющей в товародвижении. В качестве критериев эффективной работы стали выступать минимальная цена за перевозку единицы груза транспортом общего назначения и минимальные издержки при перевозке груза собственным транспортным парком. По мере развития такого подхода стала возникать необходимость в выборе транспортного маршрута, в контроле за перевозками и экспедированием груза. Собственно этот период и заложил основы для формирования логистики как направления хозяйственной деятельности.

Период 1960-х годов считается началом классической логистики, когда критерием стала минимизация общих затрат путем создания фрагментарных связей отдельных логистических операций. Ориентация на минимизацию затрат стала достаточно мощным инструментом на данном этапе развития рынка. Акцент перемещается с транспортной составляющей к производству, этому во многом способствует появление и повсеместное внедрение автоматизированных систем управления. Достаточно широкое распространение получили такие логистические системы как MRP1 и DRP. Но такой подход не учитывал влияние спроса на соотношение доходной и расходной составляющих материального распределения, поэтому потребовались изменения базовых концепций логистики.

Комплексный подход, основывающийся на том, что логистическая система должна создаваться и функционировать для наиболее эффективной работы всего предприятия, положил начало следующему периоду, получившему название неологистики (1980-е годы). Критерием данного подхода явилась минимизация издержек предприятия в целом. Причем максимальная интеграция логистических активностей фирмы и ее логистических партнеров достигалась путем построения полной логистической цепи: от закупок до конечных продаж. Все это становилось возможным во многом, благодаря развитию информационных технологий и внедрению персональных компьютеров. Еще одним важным событием этого периода становится реализация корпорацией Toyota Motor логистической концепции «just in time» (точно во время). Внедрение в 1972 году на одном из предприятий корпорации – заводе «Такохама» в Нагоя (Япония) – микрологистической системы KANBAN явилось первой попыткой практической реализации концепции just in time.

С середины 1980-х годов возникли новые тенденции в развитии логистических концепций, ориентированные на выход логистической системы из экономической среды. Все большее значение приобретают социальные и экологические составляющие. Во многом такому подходу способствовало распространение международных стандартов ISO серии 9000 «Системы менеджмента качества» (2-я версия) и принятия новой серии стандартов ISO-14000 в области экологического менеджмента. Новый подход получил название концепции общей ответственности. При таком подходе в качестве критерия рассматривается равновесие выгод и затрат всех участников и заинтересованных лиц логистической системы. Возможность отслеживать материальные потоки в реальном масштабе времени появилась благодаря использованию систем массового информационного обслуживания (CompuServe, America Online, Internet) и информационных систем связи (спутниковые телекоммуникационные системы). Усиление роли информационных технологий потребовало большего внимания к организации и управлению информационными логистическими потоками. В этот период дальнейшее развитие получили системы MRP и DRP, возникли их модификации MRP ІІ и DRP ІІ.

Таким образом, на сегодняшний момент применительно к формированию логистических концепций следует учитывать: во-первых, необходимость интегрированного подхода, когда материальный поток рассматривается в качестве интегратора, а интегральный логистический показатель выбирается, ориентируясь на результат (например, удовлетворенность потребителя); во-вторых, управление логистическими ресурсами необходимо базировать на интегрированных информационно- управляющих системах того или иного типа.

Повышение гибкости подходов к поставкам и сокращение времени реагирования значительно снизили значимость большинства элементов в составе себестоимости, связанных с хранением запасов. Поэтому быстрая реакция и время доставки уже стали стандартами для большинства предприятий Европы. В тоже время, время доставки уже достигло своих пределов и не может быть сокращено настолько, чтобы это могло принести ощутимый результат в снижении себестоимости. Цель «чем быстрее, тем лучше», ограниченная одним измерителем достигла своего предела. В связи с этим ведущие компании, добившиеся наиболее высокого уровня качества, ориентируют свою деятельность на поддержание концепции организации системы, выходящей за рамки предприятия. В настоящее время наиболее успешные решения в области организации логистических систем контролируются по целевым критериям: стоимость, время, качество. Для успешной реализации такого рода деятельности Европейской логистической ассоциацией (European Logistics Association/ELA) были разработаны новые организационные подходы, сочетающие в себе ориентацию на каждую из пар перечисленных критериев.

Независимо от того, какой концепции придерживается конкретное предприятие, логистика позволяет взаимоувязать традиционные функции снабжения, производства и сбыта по материальному признаку, выявить резервы для снижения себестоимости и более эффективно управлять всеми потоковыми процессами.

Рекомендуемая литература

  1. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика: интегрированная цепь поставок.-М.:Олимп-Бизнес, 2005.
  2. Гаджинский А. Логистика:Учебник.-19-е изд. М.:ИТК «Дашков и К», 2010.
  3. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. - М.: Инфра-М, 2006.
  4. Сергеев В. Логистика в бизнесе.- М.: ИНФРА-М, 2001.
  5. Модели и методы теории логистики. / Под ред. Лукинского В.С. – СПб.: Питер, 2007.
  6. Родников А., Резер С. Логистика. Словарь терминов. -М.: ВИНИТИ РАН, 2007.
  7. Сток Д., Ламберт Д. Стратегическое управление логистикой. М.:Инфра-М, 2005.

Ссылки

  1. Большая энциклопедия. / Под ред. С.Н.Южакова. – С.-Петербург: Просвещение, 1909. Т.12. С.280.  ↑ 1 2 3
  2. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика: интегрированная цепь поставок.-М.:Олимп-Бизнес, 2001.; Логистика: Учебник / Под ред. Б.А.Аникина.- М.:ИНФРА-М,2006.;  Сергеев В. Логистика в бизнесе: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2001;  Longley C. The Evolution of the Logistics Concept// Journal of Business Logistics, №2,1979,v.7  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.