В монографии впервые на огромном архивном материале раскрыты конкретно-исторический и экономический механизмы воздействия природно-климатического фактора на хозяйственную жизнь крестьянина-земледельца. Раскрыты причины ограниченных возможностей интенсификации труда земледельца и преобладание экстенсивного пути развития земледелия. Исследованы компенсационные механизмы выживания общества, заложенные в его социальной и политической структуре. Охарактеризован тип русской государственности и характер национального самосознания. Книга вышла в 1998, 2001, 2003 и 2006 (дополн. изд.).
В книге русский город XIX в. представлен как полифункциональный организм, создающий определенное геокультурное пространство и, в силу этого, играющий важнейшую роль в социальных процессах и культурной жизни российского общества. Рассмотрена история основного коренного слоя горожан — мещанства. Дана характеристика культурно-информационной системы.
В книге собраны исследования, посвященные различным сюжетам древнерусской культуры: истории праславянского и античного культурного наследия, вопросам развития литературы и летописания, научных знаний, изобразительного искусства и пр. Киевской Руси и древнерусских княжеств XII-XIIIв.
В учебном пособии для вузов, выдержавшем 4 издания (1990,1996, 2002, 2006), рассматриваются основные черты, тенденции и условия развития отечественной культуры с IX по конец ХХ в. Книга построена на хронологически-проблемном принципе.
Первый в отечественной науке комплексный труд по истории повседневности. Использование новаторских методов позволило автору увидеть жизнь Древней Руси изнутри, живо и конкретно. Высота древнерусской культуры показана через сложность социальных отношений того времени.
В книге рассматривается история женского образования и воспитания в России второй половины XVIII-XIX вв. Показано создание системы женского образования, разные виды женских учебных заведений. Неотъемлемой частью исследования стала история семьи, включившейся в процесс воспитания девушки «новой культуры».
Книга представляет попытку целостной характеристики роли женщины в русской семье в эпоху постепенной эволюции традиционного общества, когда складывается система женского образования, и женщины получают возможность профессиональной деятельности. Домашний уклад рассматривается как сфера женского творчества.
В очерках, посвященных важнейшим отраслям русской культуры конца XIX – начала ХХ в., собран большой фактический материал, воссозданы образы деятелей просвещения, науки, печати, художественной литературы и искусства. Автор создал картину развития русской культуры с присущими этому периоду противоречиями, исканиями, достижениями.
В книге показаны основные этапы истории культуры средневековой Руси, их особенности. Развитие культуры рассматривается как часть истории, что помогает раскрытию объективных закономерностей исторического процесса. Собран большой фактический материал.
Первое обобщение научного анализа историко-культурной проблематики русского Средневековья с учетом новых данных источников. Духовная культура рассматривается в единстве с материальной, а культура в целом – как одно из проявлений общественной жизни. (1969-1970гг.)
Отличительной чертой этого издания, продолжающего серию «Очерков русской культуры» XIII-XVIII в., опубликованных лабораторией истории русской культуры исторического ф-та МГУ, является системно-функциональный подход, при котором культура рассматривается как целостная система в структуре общественной жизни. Авторы вводят понятие общественно-культурной среды или культурного пространства, где формировались культурные новации и сохранялись традиционные элементы, выделяют его основные региональные и социокультурные элементы. (1998-2005 гг.). Кошман Л.В.; Федосов И.А.; Федоров В.А. и др., всего 45 авторов
Первое обобщение научного анализа историко-культурной проблематики русского Средневековья с учетом новых данных источников. Духовная культура рассматривается в единстве с материальной, а культура в целом – как одно из проявлений общественной жизни. Рассмотрены основные тенденции в развитии русской культуры, поступательный характер ее развития, место в европейской культуре и т.д.
Первое обобщение научного анализа историко-культурной проблематики русского Средневековья с учетом новых данных источников. Духовная культура рассматривается в единстве с материальной, а культура в целом – как одно из проявлений общественной жизни. Даны характеристики материальной культуры, военного дела, государственных учреждений и права, духовной жизни русского общества XVII в. (Сахаров А.М.; Леонтьев А.К; Епифанов П.П. и др., всего 24 автора).
Монография продолжает серию «Очерков русской культуры» XIII-XVII вв. Рассмотрены различные стороны историко-культурного процесса в XVIII в. Предпринята попытка отойти от отраслевого подхода в рассмотрении явлений культуры. Впервые введены системные очерки о культуре промышленного и сельскохозяйственного производства, культуре города, деревни, усадьбы, духовной культуре крестьянства, поставлена проблема власти и культуры, тема человека в системе культуры. (1985-1990 гг.). Всего 39 авторов.
В книге раскрываются закономерности развития русской культуры в период, переходный от традиционной средневековой к новой культуре, проблемы формирования русской национальной культуры в контексте европейской, общее и особенное в развитии культур.
Том посвящен проблемам формирования гражданского общества, роли университета в этом процессе, анализу гражданской позиции, свойственной личности университетского типа – либеральной прежде всего в этическом, а не в политическом смысле.
Первый из трех томов, созданных историками МГУ и Государственного Исторического музея, охватывает проблему становления нового для традиционного русского общества типа личности, создания университетскими людьми уникальной культуротворческой среды.
Книга является третьей в серии «Университет для России». Авторы провели комплексное изучение уникального учебного заведения, сыгравшего значимую роль в истории русской культуры и заложившего основы нового русского образования. Показаны программы и методы обучения в пансионе, его внутренний быт, складывание особой духовной атмосферы и нового типа личности.
В книге исследуются университетский быт, занятия и взаимоотношения учащих и учащихся, складывание понятия «человек университетский», а также специфические формы репрезентации знания, распространения культурных практик. Автор показывает, как на формирование университета повлияли такие факторы, как конкретное городское окружение и менталитет участников этого процесса.
Статья посвящена методике формирования, верификации источникового комплекса для осуществления задачи реконструкции утраченного объекта историко-культурного наследия – московского женского монастыря «Всех скорбящих радости» в виртуальном пространстве на основании использования компьютерных методов 3D моделирования.