Зарегистрироваться

Киевская Русь

Категории Отечественная история | Под редакцией сообщества: История

Киевская Русь – период в развитии Русского государства, условно ограниченный 882-1132 годами. За два с половиной столетия существования Киевской Руси (882 – 1132) социально-экономические отношения претерпели существенные изменения. Основное направление этих изменений – постепенное изживание норм родового и рабовладельческого строя, на смену которым приходят более прогрессивные феодальные отношения.

Первые правители Киевской Руси

Первые правители Киевской Руси предстают перед нами на страницах «Повести временных лет» в виде каких-то первобытных великанов в сверкающих доспехах. Они без устали скачут сквозь неизмеримые пространства на своих гигантских боевых конях. Племена и народы покорно склоняются перед ними и приносят им дань... Мы, вероятно, уже никогда не узнаем, какими были в жизни эти славные отцы-основатели Киевской державы. Летописец пометил каждого из них лишь одной-двумя красками из своей палитры. Загадочный Рюрик (862 - 879), воинственный и коварный Олег (879 - 912), алчный Игорь (912 - 945), хитроумная Ольга (945 - 964), непобедимый Святослав (964 - 972), благочестивый Владимир (980 - 1015), мудрый Ярослав (1019 - 1054)... Для историков они - прежде всего хронологические знаки, верстовые столбы истории. Об их подлинных достижениях и замыслах, достоинствах и недостатках мы имеем весьма и весьма туманное представление. Но некоторые черты угадываются все же достаточно отчетливо.

Их главной заботой было распространение своей власти. Олег заставил платить дань не только живших вокруг Киева полян, но и более отдаленных от него древлян, северян и радимичей. С обитавшими в низовьях Днестра и Прута уличами и тиверцами он воевал, но покорить их так и не смог. Впрочем, славянские племена, быть может, без особого сожаления принимали на себя киевскую дань, так как в обмен на это Олег освобождал их от уплаты аналогичной дани степнякам-хазарам. Одряхлевшая Хазария – древнее государство, столица которого находилась в устье Волги – уже не могла отстоять своих данников от натиска энергичных и воинственных Рюриковичей.

После кончины Олега (согласно преданию, записанному автором «Повести временных лет», умершего от укуса змеи, притаившейся в черепе его любимого коня) долгожданную корону получил уже немолодой Игорь. Он начал с того, что заставил древлян платить более тяжкую дань, чем при Олеге. Уступчивость древлян и ненасытность Игоря в конце концов погубила и князя и лесовиков. В 945 г. древляне не вытерпели. Они схватили Игоря, пришедшего в их земли с небольшим отрядом для сбора удвоенной дани, и казнили его, привязав за ноги к двум согнутым в дугу молодым березкам. Вдова Игоря княгиня Ольга с той же первобытной жестокостью вначале перебила всю древлянскую знать (одних закопала живыми в землю, других сожгла в срубе, третьих приказала зарезать во время поминальной тризны по Игорю), а затем прошла огнем и мечом по всей древлянской земле.

Впрочем, Ольга не хотела новых беспорядков. Поэтому она упорядочила систему сбора дани с окрестных племен. Отныне их старейшины сами стали привозить дань в определенные места («погосты»), откуда она потом вывозилась в Киев. Княжеские разъезды, сопровождавшиеся грабежом и произволом, ушли в прошлое.

Короткое, но блестящее княжение Святослава, было наполнено воинской славой. Этот правитель отличался невероятной энергией и дерзостью замыслов. И на то были свои причины. Подобно Екатерине Великой, честолюбивая Ольга долго не допускала сына к верховной власти. Лишь в 964 г. он стал полновластным хозяином Руси. К этому времени ему уже было более 30 лет. Страстный от природы, он тосковал по великим делам, жаждал подвигов и славы. И вот уже первый его поход – на север, сквозь землю диких вятичей, а затем вниз по Волге, на Хазарию и дальше, через степи, обратно на Русь – заставил вспомнить далекие походы непобедимого Александра Македонского.  Столь же головокружительным было и другое предприятие Святослава – поход на Дунай и попытка основать там новое государство.

Дружинники Святослава боготворили своего вождя, готовы были идти за ним хоть на край света. Казалось, этот человек создан для войны и побед. Он не любил роскоши, одевался в простую одежду, а в походах спал у костра, подложив под голову конское седло. Чуждый коварства, Святослав заранее извещал своих врагов: «Иду на вы!»

Потерпев неудачу в своей последней войне с Византией, Святослав возвращался в Киев. Возле днепровских порогов его подстерегли коварные печенеги. В жестокой схватке отряд Святослава был уничтожен, а сам он погиб в бою. Из черепа Святослава печенежский хан Куря сделал чашу и пил из нее на пирах.

Для сыновей Святослава - Ярополка, Олега и Владимира – вопрос о первенстве оказался роковым. Вначале Ярополк пошел войной на Олега, правившего в земле древлян. В одном из сражений Олег был убит. Затем на Ярополка восстал младший брат – Владимир. Заманив брата в засаду, Владимир велел варягам убить его.

Семейные отношения между князьями из поколенья в поколенье становились все хуже и хуже. Во многом это объяснялось стремительным увеличением общего количества Рюриковичей. В источниках сохранились сведения об одиннадцати сыновьях Владимира Святого. В следующем поколении одних только сыновей Ярослава Мудрого насчитывалось семь душ. Дальше количество князей возрастало просто катастрофически. В итоге к началу XII в. на Руси обретались не менее сотни крупных и мелких «самовластцев». Теоретически отношения между ними регулировались принципом родового старшинства. Старший из братьев получал лучший из возможных княжеских столов. С его кончиной все младшие братья делали шаг вперед, переходя на более доходное и привлекательное княжение. Однако эта система, которую историки иногда называют «лествичной» (от древнерусского слова «лествица» – лестница), постоянно давала сбои. Младшие братья при любом удобном случае норовили обойти старших. К тому же у каждого подрастали свои сыновья. Имущественные споры между дядей и племянником вспыхивали на каждом шагу. Реальное распределение мест за большим русским столом определялось совокупностью целого ряда обстоятельств: положением данного князя на генеалогическом древе Рюриковичей, его родственными и дружескими связями, наконец – личными качествами. Среди них выше всего ценились храбрость, щедрость и великодушие. Однако правителю необходимы были и такие качества как хитрость, проницательность, осторожность.

Хорошим способом «сделать карьеру» во все времена была выгодная женитьба. Дочери сильных русских князей не знали отбоя от женихов. И чем выше был престиж Киевского государства, тем шире распространялись династические браки его правителей. Ярослав Мудрый сам был женат на шведской принцессе Ингигерде, а дочерей выдал замуж за французского короля Генриха I (Анна), венгерского короля Андрея I (Анастасия), норвежского принца Гаральда Грозного (Елизавета). Сын и наследник Ярослава Изяслав женился на сестре польского князя Казимира I, другой сын, Святослав, вступил в брак с немкой, а третий, Всеволод, взял в жены греческую принцессу. Сын Всеволода знаменитый полководец Владимир Мономах был женат на английской принцессе, а своему старшему сыну Мстиславу высватал дочь шведского короля.

Большим спросом у Рюриковичей пользовались и «красны девки половецкие» -- невесты из знатных половецких родов. Верная долгу крови степная родня всегда готова была придти на помощь попавшему в беду русскому зятю. На половчанках были женаты киевские князья Святополк Изяславич и Юрий Долгорукий.

Но счастливый билет, как известно, выпадает не всем. Не сумев устроить свои дела выгодной женитьбой, мелкие князья прибивались к более сильным в надежде на покровительство. Однако если их патрон терпел неудачу – они зачастую теряли все. Существовал целый разряд князей-изгоев, не имевших собственного княжества и мечтавших добыть его любой ценой. В надежде прославиться и разбогатеть они готовы были принять участие в самом рискованном предприятии. Скитаясь по стране в сопровождении нескольких десятков верных слуг, эти странствующие витязи нередко промышляли разбоем на дорогах.

Социальные отношения

Традиционное деление политики правителей на внутреннюю и внешнюю, конечно же, весьма условно. В реальной жизни оба эти направления связаны так  же органично, как действия двух рук. (Например, при возникновении серьезной внешней опасности правители обычно спешат укрепить внутреннюю дисциплину общества. Оказавшись не в состоянии справиться с острыми внутренними противоречиями, они часто пытаются успокоить подданных какой-нибудь «маленькой победоносной войной»). И все же для удобства изложения материала мы сохраняем эту старую схему. Обзор деятельности киевских князей мы начинаем с характеристики их внутренней политики. Здесь нашей путеводной нитью будет логика развития молодого киевского государства.

Одним из ключевых понятий русской истории является монархия. В  переводе с греческого это слово означает «власть одного».  Понятно, что «власть одного» в чистом виде невозможна. Монарх всегда уступает ту или иную часть своей власти правящему классу, с помощью которого он управляет страной. Иногда кое-что перепадает и простому народу, без молчаливой поддержки которого правитель не может держать в узде аристократию. В итоге возникает множество конкретных разновидностей монархических режимов. Историки сводят их к нескольким основным типам.

Политический строй Киевской Руси принято называть раннефеодальной монархией. Ее характерными чертами были слабое развитие аппарата власти, патриархальный характер отношений между правителем и окружавшей его знатью. Большую роль в политической жизни играло народное собрание – вече. В критических ситуациях воля горожан, собравшихся на вече, часто становилась законом для князя.

Разумеется, жизнь не стояла на месте и картина постепенно менялась. Любая власть стремится к своему укреплению и расширению. С этой целью киевские князья должны были постоянно увеличивать численность служивших им воинов (гридей, дружинников) и чиновников (тиунов, огнищан, вирников). Это в свою очередь умножало расходы княжеской казны, пополнить которую можно было только путем введения новых налогов или завоевания новых территорий. Таким образом, обстоятельства вынуждали киевских князей возмущать своих подданных новыми поборами и постоянно вести войны с целью покорения соседних восточнославянских и угрофинских  племен.

Рост налогов, естественно, вызывал недовольство простых людей, а постоянные войны требовали безусловной покорности знати. По мере развития киевской государственности правители все более эффективно решают  две главные задачи: управление народом и взаимодействие с правящим классом. В этом «треугольнике власти» – монархия, аристократия и народ – разворачивалась вся внутриполитическая история  Киевской Руси.

В обычном состоянии государство зиждилось на некотором равновесии трех основных политических сил. Однако этот хрупкий баланс часто нарушался. Постоянную опасность для монархии представляли народные восстания и заговоры аристократии. Они становились суровым испытанием для правителя, показывали его способность (или неспособность) предвидеть развитие событий, действовать быстро и решительно.

Рекомендуемая литература

Горский А.А. О «феодализме»: «русском» и не только // Средние века. Вып. 69 (4). М., 2008.

Русская Правда

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.