Художественная критика
Художественная критика (от греч. ktitike – оценивать) – анализ, оценка и интерпретация произведений изобразительного искусства, выставочных проектов и других явлений художественной жизни.
Будучи одной из составных частей искусствознания и его весьма специфической областью, художественная критика раскрывает в первую очередь те аспекты художественного процесса, которые связаны непосредственно с текущим моментом в искусстве, с зарождающимися и выходящими на первый план тенденциями и направлениями.
↑Возникновение и история художественной критики
Имея некоторые свои прообразы еще в античности, как дисциплина складывается к концу XVIII в. как результат все более широкого общественного интереса к искусству, увеличения значимости художественной сферы в социальном пространстве. Ее дальнейшее обособление от истории искусства и формирование специфических методологических основ продолжается на протяжении XIX и начала ХХ столетий.
Ранние опыты художественно-критических сочинений носят характер в большей степени хроники художественной жизни, нежели глубокого анализа развивающихся в искусстве тенденций, стилей и направлений. Присутствует и очевидная связь с просветительской теорией, с идеями образования публики, трансляции знаний и представлений о прекрасном широкой аудитории и т.д.
Первой заметной публикацией в области Х. к. принято считать брошюру Лафона де Сент-Йенна «Размышления о нескольких основаниях современного искусства во Франции. С экзаменом важнейших произведений, представленных в Лувре» (1747), а «отцом» этого жанра искусствоведческих сочинений – Дени Дидро с его «Салонами» (1759 – 1781).
В XIX в. Х. к. неотделима от процесса формирования и утверждения таких важнейших направлений в искусстве, как романтизм, реализм и особенно импрессионизм; она является уже полноправным участником художественного процесса, имеет солидный авторитет в художественном сообществе, а страницы появляющихся к этому времени специализированных художественных журналов становятся площадкой жарких баталий, осуждающих или вдохновляющих творческий эксперимент. Среди крупнейших фигур Х.к. XIX в. следует назвать Теофиля Торе-Бюргера, Теофиля Готье, Шарля Бодлера, Эмиля Золя, братьев Гонкуров во Франции, Уильяма Хэзлитта и Джона Рёскина в Англии, Юлиуса Мейер-Грефе в Германии, К.Н. Батюшкова, В.Г. Белинского, В.В. Стасова в России и др.
↑Художественная критика и ее роль в ХХ веке
Рубеж XIX – ХХ вв. и бурный эксперимент в искусстве авангарда ознаменовал новый виток развития Х.к. Высказывания в прессе – в т.ч. самих художников, которые теперь активно включаются в процесс теоретизирования и отстаивания, манифестирования своих творческих позиций, становятся важной составляющей широкой панорамы художественной жизни. Особо стоит отметить сочинения таких авторов, как Александр Бенуа, Гийом Аполлинер, Роджер Фрай, Герберт Рид, Альфред Бар и др.
После Второй мировой войны активность критиков еще более возрастает, Х.к. окончательно обособляется как отдельный самостоятельный феномен, занимающий свою нишу в инфраструктуре художественных институций. Во многом центр развития Х.к. смещается в США – вместе с перемещением туда на определенный период одного из ведущих художественных центров. С именами таких критиков, как Клемент Гринберг, Харольд Розенберг, Мишель Тапье, Лоуренс Эллоуэй, Майкл Фрид, Люси Липпард, Розалинда Краусс, Акилле Бонито-Олива, Борис Гройс и др. связано оформление основных направлений в искусстве второй половины ХХ века. В значительной мере художественным критикам отводится роль законодателей основных художественных тенденций, инструмента легитимации того или иного радикального артистического жеста.
Сочинения в жанре художественной критики нередко несут на себе оттенок субъективности, содержат дискуссионные, полемические высказывания. Критик редко остается отстраненным по отношению к современным ему художественным процессам, зачастую наряду с художником становится проводником тех или иных артистических концепций.
↑Рекомендуемая литература
Ванслов, В.В. Искусствознание и критика: Методологические основы и творческие проблемы. Л.: Художник РСФСР, 1988; Кауфман, Р.С. Очерки истории русской художественной критики XIX века. М.: Искусство, 1985; Турчин, В.С. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII-XIX веков. Франция, Англия, Германия. М.: Изд-во МГУ, 1987; Alloway, L. “The Function of the Art Critic.” New York University Education Quaterly 2 (1974); Elkins, James, and Michael Newman, eds. The State of Art Criticism. New York: Routledge, 2008; Margolis, J. The language of art & art criticism : Analytic questions in aesthetics. Detroit: Wayne state univ. press for the Univ. of Cincinnati, 1965
Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства в 2-х тт.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.
Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.
Гомбрих Э. История искусства.
Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения в 2-х томах. Курс лекций
Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства
Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве.
Выходные данные:
- Просмотров: 3044
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 11.03.2011
- Версий: 4 , текущая: 4
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:

- профессор; доктор искусствоведения
Ссылки отсюда
Персоны:
Алпатов Михаил Владимирович; Аполлинер Гийом; Арнхейм Рудольф; Белинский Виссарион Григорьевич; Бенуа Александр Николаевич; Виппер Борис Робертович; Гомбрих Эрнст; Готье Теофиль; Дворжак Макс; Дидро Дени; Панофский Эрвин; Фридлендер Макс;
Категории: