Концепция «баланса сил» или «политического равновесия»
Баланс сил может рассматриваться как:
- политика какой-либо страны или группы стран, направленная на достижение определенного состояния системы,
- само состояние системы, характеризующееся некоторым соотношением сил между ведущими державами, и
- механизм, действующий в международной системе независимо от воли ее участников.
«Баланс сил» - одна из наиболее широко распространенных и универсальных концепций теории международных отношений. Ее описанию и анализу посвящена обширная литература, однако вопросы определения баланса сил, его связи с безопасностью отдельных государств и устойчивостью системы в целом остаются предметом научной дискуссии вплоть до настоящего времени.
↑Концепция «баланса сил»
В наиболее общем виде суть этой концепции применительно к международным отношениям состоит в том, чтобы не допустить такого усиления какого-либо государства в рамках системы, которое бы угрожало независимости и безопасности остальных. Механизмом предотвращения подобной ситуации является создание противовеса – коалиции, противостоящей потенциальному претенденту на гегемонию.
В основе развития концепции «баланса сил» в новое время лежала политическая теория, учение о государстве, сформулированные европейской общественной мыслью в XVI – XVII в. Представления о природе государств и характере международной системы, на которых она базировалась, были заимствованы у Н. Макиавелли и Т. Гоббса. Новым же в ней являлась идея о возможности поддержания порядка, регулирования развития системы в целях обеспечения мира и спокойствия. Таким образом, создание концепции «баланса сил» стало результатом поиска формы примирения государственного эгоизма и безопасности каждой отдельной страны с устойчивостью и мирным развитием системы в целом. Быстрое и широкое распространение идеи международного равновесия в XVII-XVIII в. было связано с ее простотой и наглядностью: уравновешивая друг друга, силы возвращаются в состояние покоя, т.е. мира. Кроме того, равновесие и его главная метафора весы – как нельзя лучше отвечали духу эпохи с ее пристрастиям к гармонии и механике.
Принцип «баланса сил» универсален и присущ любой системе, состоящей из двух или большего количества приблизительно равных по своему потенциалу независимых государств или других политических единиц. Наряду с этим, как правило, выделяются еще три условия необходимые для его функционирования: стремление каждой из держав к сохранению своего суверенитета, способность государств вступать в союзы на базе краткосрочных интересов, признание войны как приемлемого средства ведения политики. Английский философ XVIII в. Д. Юм указывал на то, что лишь сам термин появился в новое время, однако идея, которую он выражает, была известна еще в древности и может быть обнаружена в трудах Фукидида. Аксиомой европейской политики принцип «баланса сил» стал к концу XVII в., а как действующий принцип международных отношений был зафиксирован в ряде договоров, заключенных в 1713-1714 гг. на конгрессе в Утрехте, а затем в Парижском договоре 1815 г.
↑Принцип «политического равновесия»
Принцип «политического равновесия» распространялся лишь на определенную территорию, границы которой, правда, были подвижны и расширялись с развитием системы международных отношений, однако на протяжении XVII – XIX в. включали лишь Европу. Наибольшую популярность концепция «баланса сил» приобрела в Великобритании, для которой он означал не только характеристику определенной расстановки сил европейских держав, но и политику, направленную на ее достижение. В политической практике эта концепция стала реакцией на попытки Габсбургов и затем Бурбонов установить господство в Европе. Отсутствие гегемона в Европе, вовлеченность континентальных держав во взаимные конфликты позволяла Англии осуществлять свое господство на море и усиливать колониальную империю. Многие исследователи связывают наиболее эффективное функционирование механизма баланса с периодом нового времени, а некоторые даже ограничивают его эпохой абсолютизма. Это объясняется тем, что в основе механизма равновесия лежал принцип конвенанса, согласно которому территориальные приращения одного государства должны были происходить с согласия других держав и с компенсациями в их пользу. Поэтому важной предпосылкой равновесия была измеримость государственной мощи. Главными критериями являлись именно количественные параметры, в первую очередь размеры территории и численность населения. Практическим выражением равновесия была система краткосрочных и быстро менявшихся союзов. Секуляризация международных отношений, отказ от религиозной солидарности во внешней политике и ориентация исключительно на рациональный государственный интерес привели к тому, что практически каждый член системы мог вступать в альянсы с любым другим членом и покидать их немедленно после достижения своих целей. Для последующего же времени характерны усложнение государственных интересов, усиление влияния внутриполитических факторов на внешнюю политику. В новых условиях все большим упрощением становилось представление государств как акторов, которые руководствуются в своих действиях лишь расчетами мощи и независимо от внутреннего устройства следуют в своей внешней политике одинаковой логике. Реальная политика все в меньшей степени соответствовала законам идеального функционирования «баланса сил». Быстрая смена союзников уже в XIX в. перестала быть широко распространенным явлением. Это не значит, что механизм «баланса сил» в ХХ в. не действовал вообще, однако его функционирование было связано со значительными ограничениями.
↑Система «баланса сил»
В вопросе о том, можно ли говорить о системе «баланса сил» как о системе поддержания мира и стабильности, среди исследователей нет единого мнения. Так, американский ученый С. Фэй, автор статьи о балансе сил в «Энциклопедии политических и социальных наук», отмечал, что целью баланса сил является сохранение мира и статус-кво. Подтверждение этому можно найти в трудах Г. Болингброка, Э. де Ваттеля и других теоретиков политического равновесия XVIII в., в текстах международных договоров того времени, где поддержание этого принципа отождествлялось с обеспечением спокойствия, безопасности, мира, и, соответственно, стабильности. Вместе с тем на протяжении конца XVII – XX в. принцип баланса сил активно подвергался критике. В числе обличающих его пороки были Ш.И. де Сен-Пьер, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, английский политический деятель середины XIX в. Р. Кобден, президент США В. Вильсон. Свое неприятие принципа баланса они объясняли прежде всего тем, что основанная на нем политика вела к росту вооружений, ее прямым следствием в лучшем случае являлся вооруженный мир, а в худшем – война.
Тот факт, что «баланс сил» обеспечивает сохранение в системе основных центров силы, позволяет рассматривать его как механизм поддержания стабильности. Он оказался эффективным инструментом против установления режима чьей-либо гегемонии в Европе. В то же время он не гарантировал выживания малых стран, например не исключал разделов Польши в XVIII в., позволил пренебречь независимостью Бельгии на Венском конгрессе. Принцип «баланса сил» не исключал войн. Поэтому наряду с тем, что XVIII в. называют веком баланса сил, он также вошел в историю как эпоха войн, которые отметим, нередко оправдывались соображениями установления «баланса» или «равновесия».
↑Рекомендуемая литература
Введение в теорию международных отношений: Учебное пособие / Отв. редактор А.С. Маныкин. — М.: Изд-во МГУ, 2001 (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 17. Сер. III. Instrumenta studiorum)
Основы общей теории международных отношений: Учебное пособие / Под ред. А.С. Маныкина. — М.: Изд-во МГУ, 2009. - 592 с.
Выходные данные:
- Просмотров: 5020
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 25.03.2011
- Версий: 7 , текущая: 7
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Белоусов Лев Сергеевич
- профессор; доктор исторических наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Кант Иммануил; Макиавелли Никколо; Маныкин А.С.; Руссо Жан-Жак; Юм Давид;
Категории:Детализирующие понятия: