Зарегистрироваться

Макиавелли Никколо

Категории Политология · История международных отношений и внешней политики | Под редакцией сообщества: Политология

Макиавелли Никколо

политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь»

политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь»

Настоящее имя:
Макиавелли Никколо
Год рождения:
1469
Годы жизни:
1469 — 1527
Место рождения:
г. Флоренция, Италия
Место смерти:
г.Флоренция, Италия
Разделы каталога:

Макиавелли, Макьявелли (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция, — 22.6.1527, там же), итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Из обедневшей знатной семьи. С 1498 был секретарём Совета десяти Флорентийской республики, выполнял важные дипломатические поручения. В 1512, после восстановления тирании Медичи, был отстранён от службы и сослан в своё поместье под Флоренцией. Наиболее значительные сочинения: "Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия" (1531, русский перевод 1869), "Государь" (1532, русский перевод 1869; "Князь" в Сочинения, т. 1, 1934), "История Флоренции" (1532, русский перевод 1973). Макиавелли, считавший, что бедствия Италии объясняются главным образом политической раздробленностью, создал теорию государства, способного, как он полагал, преодолеть эту раздробленность. Важным вкладом Макиавелли в историю политических идей Возрождения был его подход к проблеме государства со светских (а не с теологических) позиций: он пытался раскрыть законы общественного развития, основываясь на данных истории, на раскрытии человеческой психики, на учёте реальных фактов, реальной обстановки.
Макиавелли разделял веру большинства гуманистов в могучие творческие возможности человека. Согласно концепции Макиавелли, сильная личность способна противостоять "фортуне", случайным стечениям обстоятельств (роль которых в истории велика), противопоставив им свою энергию и проницательность (в идее борьбы личной "доблести" — virtú и "фортуны" особенно ярко проявились черты, характерные для взглядов эпохи Возрождения); всестороннее рассмотрение обстоятельств и умение изменять политику в соответствии с ситуацией способны обеспечить успех правителям.

Лучшей формой государства Макиавелли считал республику, однако был убеждён, что итальянская действительность (непрерывная вражда между собой итальянских государств, подвергающихся нападениям иноземцев) требует установления единовластия; только при сильном государе возможно создать независимое итальянское государство, свободное от чужеземного ига. Он полагал, что для упрочения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман, предательство (впоследствии появился термин "макиавеллизм", обозначающий политику, пренебрегающую законами морали). Макиавелли резко осуждал политику феодальной знати и особенно папства, приводившую к постоянным раздорам, препятствовавшую складыванию единого итальянского государства; вместе с тем он опасался и "черни" (plebs), легко вовлекаемой в авантюры. Его симпатии — на стороне средних и высших слоев торгово-ремесленного населения итальянских городов ("народа" — popolo). Как историк Макиавелли сделал важный шаг в развитии историографии. Он искал исторические закономерности, глубокую причинную связь событий. Макиавелли, убеждённый в неизменности человеческой природы, рассматривал историю как столкновение "вечных" страстей и интересов, индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории Макиавелли считал политическую борьбу, которая в его изложении часто выступала как борьба социальная, классовая.

Макиавелли был "... первым достойным упоминания военным писателем нового времени" (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 346). В трактате "О военном искусстве" (1521, русский перевод 1936) резко критиковал систему наёмных войск, состоящих, по его мнению, из подонков общества и занимающихся грабежом, и рекомендовал заменить наёмников постоянной армией милиционного типа, построенной на основе всеобщей воинской повинности и полностью подчинённой государю. "Жизненной основой всякого войска" Макиавелли считал пехоту; кавалерия, полагал Макиавелли, должна быть немногочисленной, хорошо обученной и экипированной. Макиавелли отводил главную роль в бою холодному оружию и недооценивал огнестрельное оружие, поскольку оно в то время было несовершенным. М. требовал от армии высокой тактической выучки, слаженности, дисциплины, способности к быстрому маневру, придавал большое значение резервам. Стратегические взгляды Макиавелли были непоследовательны (он выдвигал в качестве главного средства достижения победы то решительное сражение, то измор противника). Многие положения Макиавелли заимствовал у Вегеция, нередко механически перенося опыт армии Древнего Рима в совершенно иную эпоху. В 1506—1510 создал во Флоренции пешее и конное ополчение (до 20 тысяч человек), имевшее единое обмундирование и проходившее систематическую боевую подготовку (однако в 1512 оно было разбито профессиональной испанской армией).

Католическая церковь в 1559 внесла сочинения Макиавелли в "Индекс запрещенных книг".

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Макиавелли Никколо

Название Год Текст Тип Действия
1. Государь
1513
Описываются свойства характера, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя.