Зарегистрироваться

Государственный совет (Отечественная история)

Категории Отечественная история | Под редакцией сообщества: История

Эта версия статьи от 04 Март 2011 18:07, редактировал Мироненко Сергей Владимирович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Государственный совет – высшее законосовещательное учреждение, с 1906 – верхняя законодательная палата. Преобразо­ван 1.1.1810 из Непременного совета в соответствии с «Планом государственных преобразований» М.М. Сперанского для централизации законодательной практики и унификации юридических норм. Первый критический анализ деятельности этого института был предпринят в «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» Н.М. Карамзина.

Председатель и члены Государственного совета назначались императором. Совет подразделялся на департаменты, на которые возлагалось рассмотрение определенного круга вопросов. К 1906 в состав Государственного совета входили 4 департамента: законов, государственной экономии, гражданских и духовных дел; промышленности, наук и торговли. Делопроизводство Государственного совета вела Государственная канцелярия во главе с государственным секретарем. 20 февраля 1906 Государственный совет был преобразован в верховную палату российского парламента. Половина членов с тех пор избиралась, а другая половина по-прежнему ежегодно назначалась императором. После Февральской революции фактически прекратил свою деятельность.

Вопросы ведения Государственного Совета

Обсужденные в департаментах Г.с. законопроекты выноси­лись на общее собрание и после утвер­ждения императором получали силу закона. С 1824 прекратилась практика утверждения мнения большинства: император мог утвердить и мнение меньшинства или отвергнуть оба мне­ния, приняв собственное решение (за­креплено в 1842 в «Учреждении Г.с.»). В 1880-е гг. часть функций Г.с. перешла в Комитет министров. Г.с. рассматри­вал также сметы учреждений, отдельные вопросы, требовавшие утверждения верховной власти. Первонач. Г.с. состоял из 35 человек. К 1890 — из 60, назна­чаемых (как и председатель Г.с.) императором из числа высших сановников. Министры являлись членами Г.с. по должности. Фактически членство в Г.с. было пожиз­ненным. Члены Г.с. делились на две категории. Первые присутствовали только на общем собрании, вторые присутствовали еще и в департаментах. В 1812—1865 председатель Г.с. являлся одновременно председателем Комитета министров.

История возникновения термина

В ведении Г.с. находились все вопро­сы, требовавшие отмены, ограничения, дополнения или пояснения прежних узаконений и принятия новых, общие распоряжения к исполнению существу­ющих законов. Г.с. рассматривал еже­годные отчеты министерств (до 1827), сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 государственную роспись доходов и расходов), годо­вые отчеты Госбанка (с 1894).

Г.с. состоял из общего собрания и 4 департаментов: департамента законов, рассматривав­шего общегосударственные законопроекты; департамента гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духов­ного ведомства; департамента государственной экономии, рассматривавшего вопросы финансов, промышленности, торговли, наук; военного департамента (до 1854). В феврале–апреле 1817 существовал временный департамент для рассмотрения ряда проектов, положений и уставов; в 1832—1862 — департамент Цар­ства Польского (в 1866—1871 – комитет по делам Царства Польского). С 1901 действовал департамент промышленности, наук и торговли. Все дела поступали в Государственную канцелярию (во главе с государственным секретарем, имевшим ранг министра), которая делилась на отделения по числу департаментов. Кроме того, в составе Г.с. были: комиссия составления законов (в 1826 преобразована во Второе отделе­ние Собственной е. и. в. канцелярии); коди­фикационный отдел (1882—1893); комис­сия прошений (1810—1835); особое присут­ствие для предварительного рассмотрения жалоб на определения департаментов Сената (1884—1917); особое присутствие о военной повинности (1874—1881); главный комитет об устройстве сельского состояния (1861—1882) и др. После реорганизации Г.с. включал: 1-й департамент — рассмотрение дел по административным, гражданским и судебным вопросам; 2-й департамент — по отчетам финансово-кредитных учрежде­ний и дел о строительстве железных дорог, об отводе и продаже участков казенных земель; Государственную канцелярию; финансовую комиссию (1907—1917) для предварительного рассмотре­ния проектов государственной росписи доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов; особое присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их вла­дельцев (1905—1917).

В 1906 с созданием Государственной думы Г.с. был реформирован в верхнюю законодательную палату и стал участвовать в законодательной деятельности на равных пра­вах с Государственной думой, получил законодательную инициативу (исключая вопросы измене­ния Основных законов Российской империи). Г.с. состоял из рав­ного числа назначаемых императором членов и выборных членов. Министры присутствовали на заседаниях Г.с. (по должности), но голосовать имели право, только являясь членами Г.с. Члены Г.с. по высочайшему назначению увольня­лись исключительно по их личной просьбе. Члены Г.с. по выборам избира­лись: от губернских земских собраний — по 1 человеку (из числа лиц, владевших утроен­ным земельным или имущественным цензом для выборов в Государственную думу, за исключением лиц, прослуживших 2-й срок предводи­телями дворянства, избирались на 3 года); от губернских и областных дворянских обществ — 18 человек (от каждой губернии по 2 выбор­щика на общее собрание, избиравшее членов Г.с); от Православной церкви — 6 человек (избирались Синодом по пред­ставлению епархиальных архиереев); от Совета и местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ — 12 чел.; от Петербургской АН и университетов — 6 человек (АН и каждый университет изби­рали 3 выборщиков из числа ординар­ных академиков или профессоров, которые на общем собрании избирали чле­нов Г.с); финляндский сейм избирал 2 чел. В 1914 Г.с. состоял из 188 членов. Члены Г.с. (за исключением членов от губернских земских собраний) избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась '/3 состава. В Г.с. не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную думу, лица моложе 40 лет или не окон­чившие курса в средних учебных заведениях. В отличие от порядка избрания в Государственную думу, от выборов в Г.с. не устранялись воинские чины, состоявшие на действительной государственной службе. При обсуждении и принятии законов законодательным составом признана 1/3 Г.с. После Февральской революции Г.с. фактически перестал существовать, упразднен в 24.12.1917.

Рекомендуемая литература

Юртаева Е.А. Государственный совет в России (1906–1917 гг.)

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.