Зарегистрироваться

Веневитинов Дмитрий Владимирович

Категории Литературоведение | Под редакцией сообщества: Искусствоведение

Эта версия статьи от 14 Октябрь 2010 17:01, редактировал Крюкова Ольга Сергеевна
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Веневитинов Дмитрий Владимирович

поэт пушкинской эпохи, философ, литературный критик.

поэт пушкинской эпохи, философ, литературный критик.

Настоящее имя:
Год рождения:
Годы жизни:
н/а — н/а
Место рождения:
г. Москва, Российская Империя
Место смерти:
г. Санкт Петербург, Российская Империя
Разделы каталога:

Дмитрий Владимирович Веневитинов - русский поэт пушкинской эпохи, философ, литературный критик.

Родился 14 (26) сентября 1805 г. в Москве в знатной дворянской семье. По матери Анне Николаевне, урожденной княжне Оболенской (1782-1841), был четвероюродным братом А.С.Пушкина. Отец – Владимир Петрович Веневитинов (1777-1814) – секунд-майор. Получил разностороннее домашнее образование (древние и новые языки, философия, русская и западноевропейская словесность, музыка, живопись).

В 1822 г. поступил вольнослушателем в Московский университет, где в 1823 г. сдал экзамен на получение аттестата. В университете у Веневитинова зародился поддержанный некоторыми преподавателями интерес к изучению новейшей немецкой философии, в частности – к Ф.Шеллингу. После университета поступил на службу в Московский архив Министерства иностранных дел и практически одновременно – в Общество любомудрия. Ведущую роль в утверждении шеллингианской ориентации этого философского кружка принадлежала Веневитинову. Он также высоко ценил философские идеи Л.Окена и перевел его «Теософию». Любомудры собирались у В.Ф.Одоевского, а по вторникам – у Веневитинова. А.И.Кошелев вспоминал: «Тут господствовали немецкая философия, то есть Кант, Фихте, Шеллинг <…> Тут мы иногда читали наши философские сочинения; но чаще и по большей части бедовали о прочтенных нами творениях немецких любомудров. <…> Мы собирались у князя Одоевского <…> Он председательствовал, а Д.В.Веневитинов более всего говорил и своими речами часто приводил нас в восторг. Эти беседы продолжались до 14 декабря 1825 года, когда мы сочли необходимым их прекратить, как потому, что не хотели навлечь на себя подозрение полиции, так и потому, что политические события сосредоточивали на себе все наше внимание. Живо помню, как после этого несчастного числа князь Одоевский нас созвал и с особою торжественностью предал огню в своем камине и устав, и протоколы нашего общества любомудрия»[1]. Философские идеи любомудров способствовали развитию диалектики в русской общественной мысли, прежде всего – в литературной критике. Разрабатывая на русской почве философские теории искусства, любомудры в определенной степени подготовили почву для деятельности Н.И.Надеждина и В.Г.Белинского.

Как литературный критик, Веневитинов выражал в ней идеи диалектики и историзма, стремясь «оценять словесность … степени философии времени»[2]. К наиболее известным литературно-критическим сочинениям Д.В.Веневитинова относятся написанные в 1825 г. статьи «Разбор рассуждения г. Мерзлякова», «Разбор рассуждений о “Евгении Онегине”», «Ответ г. Полевому», а также опубликованная в 1831 г. статья «О состоянии просвещения в России».

Поэт Веневитинов – автор любовных элегий, философской и гражданской лирики («Песнь грека», «Новгород», «Завещание», «Элегия», «К моему перстню», «Поэт и друг», «Последние стихи»), исторической поэмы «Евпраксия». Условно-литературный образ Италии (распространенный мотив русской романтической лирики) воссоздан им в стихотворении «Италия». Веневитинов-поэт также переводил И.В.Гёте (перевод драматических поэм «Земная участь художника», «Апофеоз художника», трех фрагментов из «Фауста», сцен из «Эгмонта»). Влиянием Гёте объясняются появляющиеся порой у Веневитинова фаустианские мотивы (например, в стихотворении «Я чувствую, во мне горит…»). Другим литературным ориентиром для Веневитинова был Байрон.

После поражения декабристов общество любомудров фактически перестало существовать. Веневитинов же стал готовиться к переезду в Петербург с целью продвинуться на государственной службе и, по свидетельству Погодина, «иметь большой круг действия». Однако при въезде в с столицу Веневитинов, вместе со своим спутником французом Воше, который сопровождал его под видом слуги, был арестован. В ходе допроса Веневитинов сделал заявление о том, что он не состоял в тайном обществе, но вполне мог бы принадлежать к нему. Веневитинов был освобожден через несколько дней, но арест нанес ему неизгладимую душевную травму.

В Петербурге поэт продолжил службу в Министерстве иностранных дел. К этому же времени относится и начало работы над романом «Владимир Паренский», задуманным еще в Москве. Петербургский период в жизни Веневитинова был непродолжительным: поэт простудился после бала, заболел и скоропостижно скончался. После смерти, словно продолжая его романтическую манеру жить, друзья Веневитинова одели на его палец воспетый в стихотворении «К моему перстню» перстень, который был подарен поэтессой и хозяйкой знаменитого литературно-музыкального салона Зинаидой Волконской[3]. Поэт был похоронен в Москве, в Симоновом монастыре. В память о своем восторженном поклоннике-поэте княгиня Волконская установила урну в специальном мемориальном месте своей римской виллы.

Деятельность Д.В.Веневитинова была высоко оценена современниками: «Веневитинов создан был действовать сильно на просвещение своего отечества, быть украшением его поэзии и, может быть, создателем его философии»[4].

Ссылки

  1. Цит. по: Кошелев В.А. Архивны юноши // Пушкинская энциклопедия. Т.1. – М., 1999. – С. 66  ↑ 1
  2. Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. – М., 1980. – С. 146  ↑ 1
  3. При перезахоронении в 1930 г. перстень был снят с пальца поэта, в настоящее время эта реликвия находится на хранении в Государственном литературном музее в Москве.  ↑ 1
  4. Цит. по: Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь. М., 1992. - Т.1. – С.415  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.