Зарегистрироваться

Экстернализм

Категории Философия науки | Под редакцией сообщества: Философия

Экстернализм философско-методологическая позиция, согласно которой научное познание детерминировано внешними (социально-экономическими, историко-культурными, социально-политическими) условиями его формирования. Экстернализм выступает основанием соответствующей стратегии в философско-методологической реконструкции научного познания и историографии науки (в противоположность стратегии интернализма).

Экстернализм может выражаться в более или менее сильных формах, в зависимости от применения к таким аспектам науки, как: 1) реальное исследовательское поведение учёных; 2) эпистемологические стандарты оценки результатов научно-исследовательской деятельности (стандарты научности); 3) содержание научных утверждений, гипотез, теорий и т.д.

В настоящее время фактически не подвергается сомнению (в том числе и современным интернализмом) важная роль социокультурных факторов в первом из этих аспектов. Признаётся, что общие социально-культурные условия, а также моральные нормы и даже личная склонность могут воздействовать на выбор проблемы исследования, наиболее эффективного метода исследования. Социальные, мировоззренческие и политические факторы могут значительно стимулировать, либо затормаживать исследования в какой-либо проблемной сфере исследовательской области.

Экстернализм более сильного вида распространяет тезис о социокультурной детерминированности на второй аспект науки: эпистемологические стандарты, которые, с точки зрения данной позиции, допускают различную интерпретацию. Конкретными формами выражения такой позиции являются: концепция локальных замкнутых культур и соответствующих им типов познания О. Шпенглера, концепция парадигм Т. Куна, концепция познания и интереса Ю. Хабермаса, концепция финализации науки и др.

Ещё более сильный экстернализм существенно нивелирует значение самих эпистемологических стандартов и рассматривает их лишь "в качестве лексиконов, используемых членами научных сообществ в дискуссиях относительно смыслов их собственных действий и действий их коллег" (М. Малкей). Соответственно, ставится вопрос о существовании "прямых внешних влияний на содержание того, что учёные считают подлинным знанием". Такую позицию занимают представители "сильной программы" в социологии знания (Д. Блур, Б. Барнс, К. Кнорр-Цетина, М. Малкей).

Рекомендуемая литература:

Кун Т.Структура научных революций. М., 1975

Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983

Философия и методология науки. М., 1996

Мамчур Е. А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.