Бердяев Николай Александрович
Бердяев Николай Александрович
философ и публицист
- Годы жизни:
- 1874 — 1948
- Место рождения:
- Киев, Российская империя
- Место смерти:
- Кламар, Франция
- Разделы каталога:
- Религиозная литература, Философские науки , Общественно-политическая публицистика
Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.
Выходные данные:
- Просмотров: 3730
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 03.09.2009
- Версий: 1 , текущая: 1
- Статус: пользовательская
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Авторские произведения: Бердяев Николай Александрович
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Алексей Степанович Хомяков |
1912 | — | ||
Бердяев считает что, Хомяков является центральной фигурой в славянофильстве и рассматривает А.С. Хомякова вместе с темой о славянофильстве вообще.
|
|||||
2. |
Истоки и смысл русского коммунизма |
1937 | — | ||
Одна из самых известных за рубежом книг крупнейшего философа русской послереволюционной эмиграции. В этом сочинении Н.Бердяев излагает свое самобытное понимание идейных истоков и социальной обусловленности русской революции, ее значения в исторической судьбе России.
|
|||||
3. |
Дух и реальность |
1937 | — | ||
И Бога и человека можно понять только через дух.
|
|||||
4. |
О назначении человнка |
1931 | — | ||
5. |
Философия свободного духа |
1928 | — | ||
Субъектом бытия в этой работе выступает личность как «качественно своеобразная духовная энергия и духовная активность - центр творческой энергии». Личность (дух) есть единство двух природ - Божественной и человеческой, что и определяет христианство как религию Богочеловека и Богочеловечества.
|
|||||
6. |
Миросозерцание Достоевского |
1923 | — | ||
В этом произведении русская революция рассматривается как продукт развития западноевропейского светского гуманизма и, с другой стороны, как выражение религиозной психологии русского народа.
|
|||||
7. |
Еврейский вопрос, как вопрос христианский |
1924 | — | ||
Бердяев считает, что «не дело нас, христиан, увеличивать еврейскому народу тяжесть его исторического креста. Наша обязанность нести свой крест и облегчать его ношу другим».
|
|||||
8. |
Царство духа и царство кесаря |
1951 | — | ||
Монография содержит размышления философа над вечными проблемами человеческого существования (проблемы личности, ее духовной свободы и творчества, поиска смысла жизни, преображения человечества и др.).
|
|||||
9. |
Христианство и антисемитизм |
1939 | — | ||
В своей статье Бердяев попытался дать христианский ответ на расистский антисемитизм немецких нацистов.
|
|||||
10. |
Философская истина и интеллигентская правда |
1909 | — | ||
«С русской интеллигенцией в силу исторического ее положения случилось вот какого рода несчастье: любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, к народному благу парализовала любовь к истине, почти что уничтожила интерес к истине»,- пишет Н. Бердяев в своей статье.
|
|||||
11. |
Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл Соловьева |
1911 | — | ||
Вл. Соловьев, считает Н. Бердяев, узрел не только правду православия, но и «великую правду католичества», «почувствовал тоску по католичеству». В соединении Восточной и Западной церквей, преодолении их тысячелетней распри Вл. Соловьев видит великую миссию России.
|
|||||
12. |
Трагедия и обыденность |
1905 | — | ||
Н.А.Бердяев в своей статье пишет о «своеобразной гносеологической утопии» Шестова: «отрицании познавательной ценности обобщения, абстракции, синтеза и в конце концов всякой теории, всякой системы идей, обличении их как лжи и стремлении к какому-то новому познанию индивидуальной действительности, непосредственных переживаний, воспроизведению живого опыта». Бердяев считает, что...
|
|||||
13. |
Размышления о русской революции |
1924 | — | ||
Бердяев считает,что революция нанесла тяжелые раны России, от которых она с трудом сможет оправиться. Но в одном отношении революция будет иметь положительные результаты - она послужит делу возрождения Церкви и религиозной жизни в России.
|
|||||
14. |
Спасение и творчество, Два понимания христианства |
1926 | — | ||
Николай Бердяев приходит к выводу, что несмотря на то, что оно (смирение) есть путь самоочищения и самоопределения, «нельзя отвечать на все запросы духа проповедью смирения»: «Смирение есть подчиненное средство. И смирение не есть единственное средство, не есть единственный путь духовной жизни. Внутренняя духовная жизнь безмерно сложнее и многограннее». Как видим, главный...
|
|||||
15. |
Существует ли в Православии свобода мысли и совести |
1939 | — | ||
Своей статьей Бердяев выступил в защиту Федотова. Защищая Федотова, Бердяев защищал духовную свободу, нравственные идеалы русской интеллигенции, универсализм Евангелия против узости и псевдотрадиционализма. По его словам, «когда говорят, что православный должен быть «национально мыслящим» и не должен быть «интеллигентом», то всегда хотят охранить старое язычество, которое...
|
|||||
16. |
Откровение о человеке в творчестве Достоевского |
1918 | — | ||
Бердяев считает что,в романах Достоевского нет ничего, кроме человека и человеческих отношений. Достоевский в экстазе и исступлениях до конца остается христианином, потому что у него до конца остается человек, его лик. Достоевский - великий мыслитель в своем художественном творчестве, он прежде всего художник мысли.
|
|||||
17. |
Основная идея философии Льва Шестова |
1938 | — | ||
Лев Шестов - один из интереснейших представителей серебряного века русской культуры. Его творчество можно считать страстным протестом против любой формы тоталитаризма, против любой идеологии, рассматривающей человека как винтик государственной машины, как малозначащий элемент некоего целого. Л. Шестов боролся за личность, за индивидуально неповторимое против власти общего.
|
|||||
18. |
О фанатизме, ортодоксии и истине |
1937 | — | ||
Тема о фанатизме, связанная с приверженностью к ортодоксальным учениям, очень актуальна,считает Бердяев. По мнению автора, к современной нетерпимости, фанатизму, к современной ортодоксомании совсем не нужно относиться терпимо, наоборот, нужно относиться нетерпимо.
|
|||||
19. |
Новое христианство |
1916 | — | ||
Одно из течений русской религиозной мысли можно условно назвать
новым религиозным сознанием или неохристианством. Бердяев считает,что центральной фигурой в этом типе религиозной мысли является Д.С. Мережковский.
|
|||||
20. |
Судьба России |
1915 | — | ||
Наиболее известное философско-публицистическое произведение Н.Бердяева, посвященное удивительной, до конца не разрешенной и в наши дни проблеме - проблеме "особого пути" России и его связи с национальной идеей, воплощающей в себе духовную сущность народа.
|
|||||
21. |
Философия свободы |
1911 | — | ||
Этим трудом Бердяев завершил поиск собственного философского обоснования «неохристианства». Это знаковое для творчества Бердяева произведение, в котором с максимальной точностью и полнотой выражена его система противостояния экзистенциального персонализма духовно освобожденного человека - и материального, реального мира, воплощающего в себе, согласно концепции великого...
|
|||||
22. |
Истина и откровение, Пролегомены к критике Откровения |
1946 | — | ||
В книге предпринимается попытка философского осмысления глобализации, ее сущности, движущих сил и последствий, ее ценностного содержания. Одним из условий выживания человечества в эпоху глобализации является, по мнению автора, осознание того, что человечество как единое целое нуждается в выработке нормативных оснований взаимодействия обществ, находящихся на разных стадиях...
|
|||||
23. |
Великий Инквизитор |
1907 | — | ||
B этой работе зaлoжeны ocнoвныe мыcли бepдяeвcкoй филocoфии иcтopии, этики и эcтeтики, paзpaбoтaны пpинципы oцeнки paзныx oбщecтвeнныx движeний, в том чиcлe peвoлюции и peaкции.
|
|||||
24. |
Константин Леонтьев |
1926 | — | ||
Бердяев считает, что К.Леонтьев относится к писателям с невыразимо печальной судьбой. Неузнанный, непонятый, никому не пригодившиеся, умирающий в духовном одиночестве, хотя по дарованиям, по уму, по оригинальности он стоит многими головами выше признанных величин. Но для нас имеет ценность этот странный, одинокий писатель, полный противоречий и пугающих крайностей, вне той...
|
|||||
25. |
Демократия, социализм и теократия |
1924 | — | ||
Бердяев размышляет над духовными истоками демократии и социализма.
|
|||||
26. |
Евразийцы |
1925 | — | ||
В своей статье Бердяев указывает на отрицательные и опасные стороны евразийских настроений, но и не отрицает положительных сторон и заслуг этого течения.
|
|||||
27. |
Вселенскость и конфессионализм |
1933 | — | ||
Бердяев считает что, важнее всего сознать, что церковь есть богочеловеческий процесс, взаимодействие Божества и человечества. В истории церкви действует не только Бог, но и человек. И человек вносит в жизнь церкви как свою положительную творческую активность, так и активность отрицательную, искажающую.
|
|||||
28. |
О 'вечно бабьем' в русской душе |
1914 | — | ||
В своей статье Бердяев анализирует книгу В.В. Розанова «Война 1914 года и русское возрождение».
|
|||||
29. |
Ставрогин |
1914 | — | ||
Пoвoдoм для нaпиcaния статьи «Cтaвpoгин» пocлyжил cпeктaкль «Cтaвpoгин», coздaнный MXAToм в 1913 г., и пoлeмикa, paзгopeвшaяcя вoкpyг этoгo cпeктaкля и имeни Достоевского.
|
|||||
30. |
Стилизованное православие |
1914 | — | ||
В своей статье Бердяев анализирует книгу «Столп и утверждение истины» священника Павла Флоренского. По мнению автора, Павел Флоренский - блестящий, даровитый, изысканно умный и изысканно ученый стилизатор православия, и у него нет ни одной мысли, ни одного слова, не прошедшего через стилизацию.
|
|||||
31. |
Истина Православия |
1952 | — | ||
Будучи верным сыном Православной церкви, Бердяев оставался в своем философском творчестве свободным мыслителем, на что он сам неоднократно указывал. Тем более ценно для нас его свидетельство об Истине Православия, не связанное условным и часто безжизненным языком «школьного богословия».
|
|||||
32. |
Основная идея Вл Соловьева |
1925 | — | ||
Бердяев считает, что Владимира Соловьева вспомнят иначе, чем сейчас о нем вспоминают, и он будет признан великим деятелем на путях восполнения и свершения Церкви Христовой.
|
|||||
33. |
Лев Шестов и Киркегор |
1936 | — | ||
В своей статье Бердяев анализирует книгу Льва Шестова о Киркегоре. Автор считает,что многого у Киркегора Шестов не замечает. Киркегор - лишь прекрасный повод для развития темы, которая мучает самого Шестова и которой он посвятил все свое творчество.
|
|||||
34. |
Самопознание |
1949 | — | ||
Человек становится личностью, когда он найдет незыблемые основания для своего "самостояния" в трагическом потоке времени, - такова главная тема этой работы.
|
|||||
35. |
Философия неравенства |
1923 | — | ||
36. |
Я и мир объектов |
1934 | — | ||
Подобно многим другим русским философам, Бердяев самые интересные и глубокие свои труды создавал на основе интерпретации и своеобразного «перетолковывания» различных концепций русской и западной философии. Эта книга целиком построена на заимствовании и критике идей западного экзистенциализма.
|
|||||
37. |
Духи русской революции |
1918 | — | ||
В своей работе философ ищет религиозные предпосылки катастрофы 1917 года.
|
|||||
38. |
О свободе и рабстве человека, Опыт персоналистической философии |
1939 | — | ||
Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство.
|
|||||
39. |
Смысл творчества |
1916 | — | ||
Философия христианского творческого антропологизма получила свое первое развернутое выражение в этом труде Бердяева.
|
|||||
40. |
Проблема человека |
1936 | — | ||
Бердяев считает,что при социализме, даже если он устранит голод и нищету, никогда не будет решена духовная проблема. Человек все равно будет «лицом к лицу, как и раньше, с тайной смерти, вечности, любви, познания и творчества». Тот реальный социализм, который стремятся претворить в жизнь, по мнению Бердяева, никогда не приведет к установлению прокламируемого им равенства,...
|
|||||
41. |
Судьба человека в современном мире |
1931 | — | ||
В своей книге Бердяев рисует впечатляющую картину отчуждения, дегуманизации человека. Он пишет о возрастании духовного одиночества человека при его социализации, о безмерной власти общества (коллектива) над личностью, о господстве фетишей государства и нации, заместивших христианство.
|
|||||
42. |
Новое средневековье |
1924 | — | ||
43. |
Русская идея |
1946 | — | ||
Основной принцип этики может быть сформулирован следующим образом: поступай так, чтобы всюду во всем и в отношении ко всему утверждать вечную и бессмертную жизнь, побеждать смерть. Бердяев формулирует центральную идею русской философии, идею смысла жизни.
|