Зарегистрироваться

Глухота Бетховена заставляла его выбирать более низкие ноты

Категория: музыкальное наследие | Источник: http://culture.compulenta.ru

 

Прогрессировавшая глухота оказала огромное влияние на сочинения Бетховена, побудив его чаще делать выбор в пользу более низких нот.

 

Великий композитор впервые упоминает о проблемах со слухом в 1801 году — когда ему было всего 30 лет. Он жалуется на то, что плохо улавливает высокие ноты инструментов и голосов. К 1812-му людям уже приходилось кричать, чтобы он смог разобрать обращённую к нему речь, а в 1818 году Бетховен был вынужден общаться в письменном виде. Он умер в 1827-м, будучи совершенно глухим.

 

Трио учёных из Нидерландского центра метаболомики проанализировало струнные квартеты композитора и разделило их на четыре периода. Исследователи просто подсчитали количество нот выше G6 (соль третьей октавы), которая соответствует 1 568 Гц, в партии первой скрипки первой части каждого квартета. Чем сильнее прогрессировала глухота, тем меньше становилось таких нот. Очевидно, что Бетховен чаще выбирал те ноты, которые он лучше слышал.

 

Любопытно, что, когда глухота стала полной, композитор вернулся к высоким нотам. Окончательная потеря слуха будто бы раскрепостила его, освободила от необходимости напрягаться, чтобы разобрать звуки, и он начал всецело доверять своему внутреннему слуху. В 1824 году он создал Девятую симфонию, которую многие эксперты считают величайшим произведением в истории классической музыки, хотя автор не был способен услышать ни её, ни овацию, которой встретили премьеру.

 

Результаты исследования опубликованы в издании British Medical Journal.

 

Подготовлено по материалам Франс Пресс.

ДМИТРИЙ ЦЕЛИКОВ