Зарегистрироваться

Пещера забытых снов: первобытный арт-хаос Херцога

Категории: кинематограф, археология | Источник: http://www.germania-online.ru

 

На съемки в пещере Шове Херцогу дали только шесть дней

 

В российский прокат вышел новый фильм немецкого режиссера Вернера Херцога "Пещера забытых снов 3D" – увлекательная трехмерная экскурсия в подземелье, где хранятся древнейшие в мире наскальные рисунки.

 

Пещера Шове, в которую отправился Херцог, находится на юге Франции. Открыли ее совсем недавно – в 1994 году. Наскальные рисунки, обнаруженные в пещере, по мнению ученых, были сделаны около 30 тысяч лет назад – это древнейшие образцы подобной живописи. Рисунки сохранились по счастливой случайности: во времена ледникового периода вход в пещеру завалила огромная скала.

 

Свою находку французы до сих пор тщательно оберегают, и о том, чтобы пускать в пещеру Шове туристов, не может быть и речи. Любые колебания влажности воздуха, любое резкое изменение микроклимата неизбежно приведет к уничтожению рисунков.

 

Чтобы добиться проведения съемок, Херцогу пришлось получать разрешение сразу в трех инстанциях: в Министерстве культуры Франции, затем у местных властей, а потом у группы археологов, работающих в пещере. К счастью для Херцога, французский министр культуры оказался фанатом его фильмов, а остальные, познакомившись с режиссером лично, никаких препятствий чинить не стали. Правда, условия работы были заявлены очень жесткие. На съемочный процесс отводилось всего шесть дней, вместо полноценной съемочной группы Херцог мог взять с собой лишь несколько человек, а находиться в пещере можно было только по 4 часа в сутки.

 

Фильм снят в 3D – и это несмотря на то, что сам режиссер долгие годы считался противником трехмерного изображения в кино. На многочисленные расспросы журналистов Херцог отвечал, что по-другому пещеру было просто не снять: углубления, выпуклости, сталактиты и сталагмиты – все это словно создано для 3D. Кроме того, перед авторами картины стояла и сложная техническая задача: использующиеся сейчас 3D-камеры предназначены для съемок игрового кино, а вовсе не документального.

 

Поначалу кажется, что с трехмерным изображением режиссер обращается крайне неумело. Зрителю светят в глаза ярким фонариком, машут руками перед объективом камеры, суют прямо под нос какие-то каменные фигурки. Но к такой манере съемки быстро привыкаешь, тем более что весь этот хаос нужен Херцогу только для того, чтобы "оттенить" им царящую в пещере гармонию.

 

Ученые насчитали на стенах пещеры более 300 рисунков. В основном это изображения животных: лошадей, мамонтов, львов и даже носорогов. Ответа на вопрос о том, какую роль рисунки играли в жизни первобытных людей и зачем они вообще были сделаны, не могут дать даже археологи. Зато Херцог быстро находит им свое поэтическое объяснение: рисунки – это "пробуждение души", доказательство того, что человек практически с момента своего появления на этом свете ощущал потребность в творчестве и в искусстве. Особый восторг у режиссера вызывают словно "размноженные" изображения лошадей: Херцог считает, что это попытка запечатлеть не статику, а движение, то есть фактически первобытный кинематограф. Задерживается режиссер и у отпечатков крохотных ладошек, сделанных на одной из стен, – по мнению Херцога, вполне возможно, что авторы, как и все творческие люди, хотели как-то "подписать" свои шедевры.

 

Современные герои в фильме тоже есть. Выбравшись из пещеры в реальный мир, Херцог отправляется на интервью с исследователями рисунков. Как это обычно бывает в документальных фильмах режиссера, вместо серьезных и скучных профессоров в очках он находит таких же безумцев, как и он сам. Французский парфюмер с уникальным "нюхом", поднося к носу камни из пещеры, точно флакон новых духов, пытается учуять "запах времени". Молодой парень, в прошлом циркач, взволновано рассказывает, что после посещения пещеры ему стали каждую ночь сниться львы. Другой персонаж учит Херцога метать первобытное копье. Еще один наряжается в шкуры и играет на бутафорской первобытной флейте гимн Соединенных Штатов.

 

К разгадке пещерных тайн откровения этих людей зрителя так и не приближают. Но это, впрочем, и не нужно: по Херцогу, чем больше вокруг нас тайн и загадок – тем больше пространства для воображения и творчества.

 

КСЕНИЯ РЕУТОВА