Зарегистрироваться

Швейцарские зоопарки: от черных людей к черным овцам

Категории: история, антропология | Источник: http://www.nashagazeta.ch

 

«В стаде швейцарских зоопарков встречаются еще «черные овцы», - писали на днях швейцарские газеты, указывая, что не все зоопарки идеально соответствуют требованиям Швейцарского общества защиты животных. Мало кто знает, насколько изменились стандарты и обычаи: ведь меньше ста лет назад в Швейцарии содержались в неволе не только животные, но и люди…

 

Современная философия зоопарков и зоологических садов состоит в том, чтобы поселить животное в условиях, максимально близких к природным. Лучшие зоопарки давно отказались от клеток, заменив их просторными, отгороженными друг от друга практически естественными границами, участками, где для одних хвостатых и зубастых прорыты норы, для других высажены деревья, а третьи могут выкупаться в ручье. Считается, что чем крупнее и известнее зоопарк, тем лучше в нем условия содержания обитателей. Не зря крупнейшие швейцарские зоопарки, в Цюрихе и в Базеле, стали лучшими в Европе.

 

Это не всегда справедливо по отношению к маленьким зоопаркам и зоосадам, - подчеркнуло Швейцарское общество защиты животных (PSA). И привело в пример «настоящее сокровище» - великолепный альпийский парк для животных в Марекоттe (кантон Вале), с громадными территориями для косуль, оленей, медведей и волков. Худшие оценки получили зоологический парк при отеле-ресторане «Гримзеблик» в кантоне Вале и дельфинарий в Липперсвиле (кантон Тургау).

 

С этимологической точки зрения термин «zoo» восходит к греческому слову «zôon», что означает «живой». Таким образом, в «зоо» входят и растения, и животные, и человек. В буквальном смысле слова понимали это на заре появления зоопарков в Европе: кто вспоминает, что c конца 19 века до до первой трети 20 века здесь содержались и люди?

 

 

В Базеле и Берлине, Антверпене и Лондоне, и даже в Варшаве (тогда - части Российской Империи), всего в 15 городах, на потеху публике сооружались «черные деревни». Там бродили, спали, что-то якобы выкапывали из земли и ели, мастерили циновки и выдумывали себе другие примитивные занятия на потеху публике уроженцы Африки. Для подлинности зимней европейской одежды им не давали – кому же в голову придет одевать животное? Чернокожие «экспонаты» страдали от холода и европейских болезней, к которым у них не было иммунитета, и быстро умирали.

 

«Оправданием для европейцев может послужить лишь то, что многие белые до начала ХХ века реально не понимали, чем негр отличается от обезьяны. Известен случай, когда Бисмарк пришел посмотреть в Берлинский зоопарк на негра, помещенного в клетку с гориллой: Бисмарк и вправду спрашивал смотрителя заведения, чтобы тот показал – где на самом деле в этой клетке человек», - рассказывается в статье о человеческих зоопарках в Европе. В Лондонском зоопарке в 1902 году клетку с неграми посмотрели около 800 тысяч человек. Не стала исключением и Швейцария. Именно здесь, через решетку или в загоне, швейцарцам 19 века впервые довелось увидеть представителей другой расы.

 

В 2010 году Швейцария с официальными извинениями направила в Чили особенный груз: пять скелетов индейцев, умерших в Цюрихе зимой 1882 года.  Принадлежали они Карлу Хагенбеку, знаменитому немецкому дрессировщику и торговцу, который заставил несчастных туземцев участвовать в спектаклях с горящим огнем, представляя их жителями Огненной Земли. Семь месяцев труппа колесила по ярмаркам крупных европейских городов, а прибыв в Цюрих, туземцы заболели корью, пневмонией и в течение месяца скончались один за другим. Европейский цинизм заключался в том, что останки их не были похоронены, а почти 130 лет хранились в Институте анатомии, а затем Антропологии университета Цюриха. Пока, по просьбе Чили, не были переданы обратно на родину, чтобы, наконец, успокоиться в мире.

 

Цюрихский зоопарк по сравнению со многими – достаточно молодой, история его отсчитывается с 1929 года, и негров в нем не выставляли. А вот старейший в стране «Зоо Базель» появился в 1875 году. Как и в других зоопарках эпохи, акцент здесь делался на экзотических животных. Базель смог приобрести верблюдов, лам, тапиров, львов, орангутанга и даже слониху по имени Мисс Кумбук. Кроме того, Готфрид Хагманн, первый директор Базельского зоопарка (1875-1890 годы), почти ежегодно приглашал труппы из экзотических стран.

 

В 1880 году он устроил гастроли каравана нубийцев. В 1886 году в Базеле побывали сигхи с 12-ю азиатскими слонами, в 1889 году здесь расположилась группа сомалийцев, которая изображала аттракцион «Дикая Африка». В 1894 году – караван народности Динка из Сомали. Через один сезон зоопарк Карла Хагенбека привез сюда нильских крокодилов, а в 1899 году в Базеле место животных снова заняли люди: в зоопарке показывали группу исламских «воинов Махди». 

 

Базель стал предпоследним европейским городом, зоопарк которого отказался от показа негров, и произошло это в 1935 году. А в 1936 году люди черного континента, наконец, покинули зоопарк Турина. Наконец, в самый последний раз чернокожие люди стали экспонатами на выставке достижений «ЭКСПО» в Брюсселе, где показывали «конголезскую деревню вместе с ее жителями».

 

Но вернемся к рекомендациям Швейцарского общества защиты животных. В немецкоязычной части Швейцарии оно отметило два маленьких частных зоологических сада: семьи Хазель в Ремингене (Аргау) и Праттли в Фрауэнфельде (Тургау), за «великолепный пример правильного содержания енотов и макак». А крупные зоопарки, Базельский и Цюрихский, постепенно занимают места образовательных центров в области защиты животных, - считает PSA. Хорошую оценку получили и новые сооружения: парк для слонов в зоопарке Цюриха, а также павильон для обезьян и загон для носорогов в Базеле.

 

Как мы видим, меньше сотни лет понадобилось Швейцарии, чтобы начать относиться к людям по-человечески и к животными тоже по-человечески – с уважением. Прогресс налицо…

 

ЛЮДМИЛА КЛОТ