Зарегистрироваться

Что происходит в самолёте при разгерметизации

Категория: авиационная техника | Источник: http://science.compulenta.ru

Появление крупной трещины в корпусе авиалайнера, летящего на десятикилометровой высоте, может закончиться для пассажиров весьма и весьма плачевно. Однако душераздирающие картины крушения в воздухе, которые рисует ваше кинонатренированное воображение, не всегда соответствуют действительности.

 

1 апреля Boeing 737 американских авиалиний, вылетевший рейсом 812 из Финикса в Сакраменто, сыграл адскую шутку с теми, кто волею случая оказался внутри: в верхней части его алюминиевой оболочки вдруг образовалось полутораметровое отверстие. К счастью, пилоты сумели быстро снизиться и посадить лайнер, избежав жертв. Повезло? — Не то слово!

 

Одна из главных опасностей, которая поджидает нас на большой высоте, — острая нехватка кислорода. Причём это вызывает не только физиологические, но и психологические проблемы. «Уже через три–четыре секунды вы будет дышать как сумасшедший, забыв обо всём остальном», — ободряюще поясняет терапевт Питер Вагнер из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США).

 

Сильный психологический стресс во время кислородного голодания может привести к сердечным приступам, продолжает специалист. Впрочем, если система автоматического выброса дыхательных масок сработала, и вы успели ею воспользоваться... можно начинать беспокоиться о других неприятностях.

 

Низкая температура (около –60 ˚С!) в сочетании с сильнейшим ветром (800 км/ч!!) приводят к быстрому замерзанию кожи, глаз и других открытых участков тела. Опасен и резкий перепад давления: за бортом его уровень в два с половиной раза ниже, чем в салоне. Поэтому, когда воздух с огромной скоростью врывается через трещину в корпусе, человек может испытывать состояние, о котором хорошо известно аквалангистам. Это декомпрессионная (кессонная) болезнь. Результат трагичен: растворённые в крови и тканях газы начинают образовывать пузырьки, разрушающие стенки клеток и сосудов.

 

По расчётам Джеффри Лэндиса из Исследовательского центра НАСА имени Гленна, для того чтобы выровнять давление внутри и снаружи самолёта, воздуху, поступающему через пробоину диаметром 30 см, необходимо около полутора минут. Но есть ли они у вас? За это время те, кто сидит рядом с дырой, могут быть попросту вынесены туда воздушным потоком. Впрочем, есть ремень безопасности: вы не забыли застегнуть его? В этой ситуации он — настоящее спасение.

 

Случаи разгерметизации имеют место в основном при полётах военных самолётов в зоне боевых действий. В гражданские воздушные суда, к счастью, ракеты и снаряды не попадают (не будем вспоминать некий украинский случай), а технические неполадки довольно редки. Кроме того, умелый пилот может успеть сбросить высоту, как это и произошло в вышеописанном эпизоде...

 

Если же трещина появилась, но размером она не больше пулевого отверстия, просто заткните её журналом — и чувствуйте себя героем.

 

Подготовлено по материалам Discovery News.

 

АНДРЕЙ ВЕЛИЧКО