Зарегистрироваться

«Университеты в диалоге со временем»

Категория: история российской высшей школы | Источник: Kolyma.ru

Роль главного вуза территории принадлежит ему по праву

 

«Университеты в диалоге со временем»

 

Под таким названием в колымской столице прошла Всероссийская научно-практическая конференция. Она прошла в стенах Северо-восточного государственного университета. Конференция посвящена 50-летнему юбилею университета. В ней участвуют ведущие ученые Колымы, а также известные исследователи из крупных российских и зарубежных вузов.

 

Диалог был направлен на стратегию сотрудничества. С этой целью приглашены реальные и потенциальные партнеры – представители власти, бизнеса и науки. Кроме того, на конференции обсудят вопросы развития высшего образования и введение инноваций. На конференции с докладом «Роль университета в реализации социально значимых инициатив муниципальных органов власти» выступил заместитель мэра города Магадана Юрий Казетов.

 

О роли университета в реализации социально значимых инициатив муниципалитета говорить можно долго, перечисляя примеры, анализируя каждый факт. Но следует ли это делать, если для каждого из нас аксиома: СВГУ и Магадан друг без друга немыслимы? Полвека тому свидетельством.

 

В 1960-м в городе создали все условия для становления высшей школы на Северо-Востоке. Сформировалась интеллектуальная среда, была подготовлена научная база. Освоение богатейших территорий Колымы и Чукотки способствовало стремительному развитию всех отраслей народного хозяйства. Но главное – приехавшая на Север молодежь жаждала учиться. Ей нужны были знания для новой жизни на этой холодной и суровой земле.

 

Пединститут, затем университет: Магаданский педагогический, Северный международный, Северо-Восточный государственный. В силу обстоятельств, в соответствии с задачами, которые ставились перед высшим образованием территории, вуз менял организационно-правовые формы, но всегда стремился отражать интересы города и региона. Очень важно иметь систему координат.

 

В годы перестройки, системного кризиса в стране, когда миграция северян достигла невиданных по своим масштабам размеров, университет был одним из немногих сдерживающих факторов демографической катастрофы в области.

 

Сегодня высшее образование получают почти 10 тысяч северян. Причем, каждый 20-й горожанин либо студент- аспирант, либо преподаватель, работник СВГУ. В стенах университета приобретают знания 90% учащейся молодежи Колымы. Так что роль главного вуза территории принадлежит ему по праву.

 

Ежегодно проводимые международные, межвузовские и региональные научно -практические конференции , в которых участвуют студенты, аспиранты, преподаватели университета, свидетельствуют о высоком научном и интеллектуальном потенциале учебного заведения.

 

Выпускники СВГУ занимают ведущие позиции во всех сферах жизнедеятельности города и области. Только в мэрии и структурных подразделениях муниципалитета работают 107 специалистов с дипломами Северо-Восточного государственного, есть выпускники университета в городской Думе, Контрольной палате. И в областной администрации их немало. Руководители большинства учебных заведений региона тоже родом из СВГУ. Вуз замкнул на себе менеджмент территории. Участвует в формировании Северо-Восточного ресурсного центра президентской программы подготовки управленческих кадров и в развитии инновационной экономики: входит в число учредителей создающегося НП «Северо-Восточный центр интеллектуальной собственности».

 

Лауреат межрегионального конкурса «Лучшие вузы Дальнего Востока», обладатель общественной награды «Национальный знак качества», Северо-Восточный государственный университет, по сути, – бренд города, и, по нашему глубокому убеждению, должен стать локомотивом, способным вытянуть Магадан на новый виток развития.

 

Третий год муниципалитет реализует стратегию развития областного центра до 2020г. Среди её приоритетов – превращение столицы Колымы в университетский город, наукоград. Быть университетским городом – значит, быть духовно вместительным настолько, чтобы здесь нашли возможность для свободного и гармоничного развития все начала и силы общественного бытия.

 

Университеты всегда были и остаются сердцем средних и малых городов Запада: Оксфорд, Кембридж, Болонья, Пиза, Лейден, Йена, Кассель, Сент-Эндрюс, Тарту… Неслучайно образование считают культурой в динамике. Теперь это еще и динамично развивающаяся, воспроизводящаяся в новых поколениях наука. Достаточно посмотреть на Якутск, Владивосток, Новосибирск… Но для Магадана высшая школа в первую очередь – возможность инновационного прорыва, реальный шанс стать конкурентоспособным логистическим центром Дальнего Востока, АТР. В этом случае Магаданская область из дотационного региона, сырьевого придатка России преобразуется в успешно развивающуюся территорию.

 

Нам предстоит выстроить экономику, основанную на «интеллекте и знаниях», сформировать научно-технологический потенциал, адекватный вызовам современности. Университет как научно-исследовательский, образовательный центр может взять на себя проектирование будущего Крайнего Северо-Востока Российской Федерации, а, стало быть, и Магадана. Если местные университеты Финляндии, начавшие в своей образовательной, научной и инновационной деятельности ориентироваться на запросы местного сообщества, и это взаимодействие значительно ускорило развитие территорий, то грех и нам не воспользоваться опытом. Чтобы студенты с первых курсов работали на интересы города и области. Чтобы Магадан, Колыма получили возможность использовать в своем развитии интеллектуальный потенциал высшей школы – самый мощный из всех, которые можно получить в нашем регионе. Усилит связку город-университет подключение к ней малого и среднего бизнеса, тоже нацеленного сегодня на многостороннее развитие города. А сфер для приложения сил и энергии студенчества у нас предостаточно.

 

Северо-Восточный комплексный научно -исследовательский институт впервые в России приступил к разработке геолого-экономической модели территории с истощающейся минерально-сырьевой базой. Для региона это важно не потому, что оскудели недра Колымы. Наших богатств хватит еще на много поколений. Такие проекты меняют психологию человека, мировоззрение социума. В экономике становятся востребованными инновационные производства, нанотехнологии. И кому, как не главному вузу Магаданской области включиться в эту работу?

 

Мы рассчитываем, что студенты, аспиранты СВГУ совместно с международным научно -исследовательским центром «Арктика» продолжат исследования по адаптации человека в экстремальных природно-климатических условиях, предложат северянам новые способы сохранения здоровья, обретения уверенности в завтрашнем дне. Молодые экономисты проанализируют инвестиционные риски города и области и помогут Колыме значительно повысить инвестиционный потенциал. Будущие проектировщики, строители примут участие в совместной с российскими и зарубежными НИИ разработке пилотного проекта «Тепловой дом Магадана» с использованием альтернативных источников энергии.

 

Поле научно -исследовательской и практической деятельности огромно: создание центра биотехнологий, фармацевтических производств, инновационное развитие транспортной инфраструктуры…

 

А сколько белых пятен на карте Северо-Востока периода ГУЛага?! Можно организовывать исследовательские экспедиции и фестивали; разрабатывать туристические маршруты и образовательные программы; заниматься музейным менеджментом в контексте современного мирового социума «Музеи для социальной гармонии», как это делают в Елабуге; проводить по примеру Москвы форумы «Город, в котором мы живем, – путь к социальной гармонии».

 

Интеграция науки и образования в реальный сектор экономики Магадана – необходимое условие не только для сохранения и воспроизводства высококвалифицированных специалистов для различных исследований и разработок, использования научно-экспериментальной базы в образовательном процессе, но и для диверсификации экономики всего региона. Ведь столица Колымы в стратегии развития Магаданской области до 2025 года определена как одна из пяти зон опережающего развития, мощный логистический центр.

 

Университет превращается в ключевой социальный институт нашего времени. Он способен объединить прошлое , настоящее и будущее, увязать преемственность в культуре с успешной ориентацией человека в современной жизни и его готовностью приблизить будущее – войти в завтрашний день.

 

Трудно переоценить подвижничество СВГУ. Вуз инициировал создание общественной организации «Центр славянской письменности и культуры Магаданской области», стал организатором ежегодных Кирилло-Мефодиевских и, совместно с Магаданской епархией, – Рождественских образовательных чтений в нашем городе. Неизменно участвует в Диковских и Куваевских чтениях. Провел значимые для культуры региона научную конференцию «Александр Бирюков – журналист, писатель, исследователь» и молодежный форум «Экология русского языка». Был родоначальником прославленного ансамбля песни и танца народов Севера «Энер» – «визитной карточки» Магадана, а сейчас в его стенах образовался и уже заявил о себе новый самобытный творческий коллектив – «Cosa Nostra». Доцент кафедры русского языка, кандидат филологических наук Елена Михайловна Гоголева читает популярные в городе публичные лекции по литературе. На базе СВГУ состоялось несколько чемпионатов Магадана по интеллектуальным играм.

 

Значительна издательская деятельность университета. Явлением в культурной жизни города считаю выход в свет книг доктора психологических наук, профессора Владимира Павловича Серкина.

 

Как видим, СВГУ не просто занимает какую-либо нишу в культурном пространстве Магадана – он предопределяет развитие многих процессов в нем. И в том, что наш город называют городом высокой культуры, огромна роль университета. Благодаря ему высок интеллектуальный уровень магаданцев: 198 человек с высшим и послевузовским образованием на тысячу горожан. Кстати, по России этот показатель равен 160 чел. на тысячу жителей. И мы с вами просто не можем позволить кому-либо причислить Магадан к заштатным провинциальным городкам.

 

Рассчитываем, что миссией университета на данном этапе станет наряду с обеспечением механизмов устойчивого развития территории выстраивание системы профессиональных мотиваций у молодежи, её ценностных ориентиров, социальной ответственности молодых людей за судьбу родной земли, Отечества. Надеемся, СВГУ активно включится не только в реализацию, но и в совершенствование молодежной политики в городе. Возьмет на себя организацию молодежного дискуссионного клуба, проведет дебаты для старшеклассников и подростков по самым актуальным сегодня темам: «Что мешает нам жить в гармонии с собой?», «Север – моя счастливая судьба или злой рок?» Кстати, лейтмотивом разговоров о «лишних людях на Севере» и нашем будущем может служить высказывание Николая Рериха «Разрушено человеческим заблуждением и восстановлено человеческой надеждой».

 

Время застоя, системного кризиса в стране страшнее всего прошлось по Северу. Наша огромная и богатая территория обезлюдела. Северяне остро ощутили оторванность «от материка», утратили веру в нужность своей жизни в суровых природно-климатических условиях, на краю земли, лишились надежд на собственную успешность. Вернуть оптимизм нам позволит как тесное и активное межмуниципальное сотрудничество (а Магадан уверенно заявляет о своей позиции во Всероссийском Совете по местному самоуправлению. Много и плодотворно работаем в рамках Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Международной ассамблеи столиц и крупных городов…), так и содружество СВГУ с академической наукой, вузами Дальнего Востока, России, АТР, Европы. По-моему, университету давно уже тесно в пределах замкнутой территории. К тому же только образование, которое находится в активном развитии, может быть фактором и ресурсом иных сфер общественного развития.

 

В своей стратегии мы сделали ставку на социальную политику. Но успех модернизации социальной сферы зависит от способности и готовности общества к переменам. От умения сделать правильный выбор и рационально использовать имеющиеся в распоряжении средства и ресурсы, сохранить ядро общих ценностей: наше северное братство, чувство большой и дружной семьи, атмосферу открытости, искренности, взаимопонимания представителей разных национальностей – а их в Магадане свыше 9 десятков.

 

Мы говорим: магаданцы – не географическое понятие, это состояние души. Неважно, где в настоящий момент находится или живет человек, он остается северянином, магаданцем навсегда. Этот феномен непонятен жителям материка. Он шокирует и покоряет иностранцев. Попав однажды в Магадан, они мгновенно влюбляются в наш город, стремятся приехать сюда еще и еще раз. Не улицы, дома и дороги притягивают их. То, что мы называем северным притяжением – наши взаимоотношения, безыскусность общения, та легкость, с которой дышится в Магадане. Именно это единство, родство душ особенно хрупко в период перемен и трансформаций. Его проще всего утратить и недопустимо лишиться.

 

Политологи, отечественные и зарубежные социологи, исследуя российское общество, выделили несколько основных принципов современной жизни. Среди них принцип двойных стандартов; моральной неустойчивости, когда набор нравственных и моральных представлений живет отдельно от поступков человека; принцип искажений и лжи, где ложь заменяется новой формулировкой – компромисс; культурного алиби – с подменой профессионализма деловой хваткой, связями и деньгами. Сложные механизмы конкуренции, лидерства, амбициозности повышают уровень недоверия людей друг к другу и обществу в целом. Хочется в Магадане избежать таких реалий. И наша отдаленность, специфика жизни на Севере являются в этой ситуации большим плюсом.

 

Излишне объяснять, что никакой экономический прогресс невозможен без прогресса в социальной сфере. Современный многополярный мир характеризуется целым комплексом противоречий, которые проявляются в столкновении между социальными группами, сообществами, нациями. А сфера столкновений лежит в плоскости культуры и идеологии, которые как в зеркале отражаются в образовании.

 

Именно образование является механизмом социального воспроизводства и развития. Но лишь при условии его соответствия постоянно изменяющемуся характеру общественных запросов. Способна ли высшая школа Магадана соответствовать духу времени? Готов ли СВГУ успешно функционировать в новых условиях быстрой смены технологий и циклов производства, информатизации жизненного пространства людей, распространения новых способов коммуникации? Университетскому городу требуется инновационное образование. И непрерывное! Чтобы высшая школа стала структурой, которая дает индивидууму навыки для приспособления к любым условиям. Ведь то, что мы традиционно называем культурой, сегодня приобретает форму культуры обучения – обучения жизни, социального обучения в постоянно меняющейся среде.

 

Вузы по всей стране превращаются в активных игроков рынка образовательных услуг. Создаются образовательные и научно -образовательные корпорации с достаточно развитой структурой менеджмента, маркетинга, связей с общественностью и партнерами, к коим отнесены и работодатели, и власти, научные организации и другие образовательные учреждения.

 

Сегодня университет выступает как конструктор общества, в том числе и сообщества северян, нашей идентичности. Для нас, живущих в регионе с таким низким социально-территориальным статусом, выступающим как комплексный депривирующий фактор, это не столько важно, сколько жизненно необходимо. Хотим видеть СВГУ экспериментальной площадкой самых разнообразных научных школ. Мы за развитие академической мобильности. За выбор стратегии университета, которая базируется на трех китах: качестве, инновациях, комплексе. Чтобы Северо-Восточный государственный университет «обрастал» инновационным окружением, находил экономически эффективное воплощение любому своему интеллектуальному продукту и был готов к любым кризисным явлениям.

 

Много лет назад под эгидой университета родилось образовательное учреждение принципиально нового типа – Северный гуманитарный лицей. Уверен, сегодня вуз способен обеспечить множество образовательных траекторий и выстроить университетский комплекс, в который войдут инновационные школы, профессиональные училища и колледжи, техникумы, институты и филиалы столичных вузов – все это образовательное пространство будет систематизировано, приведено в порядок. Надеюсь, университет сыграет ведущую роль в модернизации всей системы образования Магадана. Еще больше преподавателей, аспирантов, лучших студентов придёт в школы города. Будут вести факультативы, научно -исследовательскую работу и параллельно готовить себе абитуриентов.

 

Пока еще многие выпускники наших школ уезжают учиться в центральные вузы. Считается, московские, санкт-петербургские, новосибирские институты престижнее, образование там более качественное и перспектив по окончании больше. Хочется коренным образом изменить ситуацию, поднять планку магаданской школы, магаданского образования, сделать всё возможное, чтобы Магадан реально стал городом сбывающихся надежд, городом передовой молодежи – талантливой, граждански активной, всесторонне развитой, культурной, у которой безграничны возможности и самые блестящие перспективы.

 

СВГУ традиционно готовит педагогов для образовательных учреждений Колымы. Но учитывая роль Магадана как доминанты развития территории, культурную разреженность Севера, нашу геополитическую миссию, университету нужно взять на себя мобилизацию лучших научно -педагогических кадров города и области и комплексно подходить к подготовке специалистов.

 

Во-первых, не принимать в расчет моду на профессии и не полагаться на востребованность нынешнего дня. Предлагая классическое университетское образование, всегда смотреть вперед, работать на перспективу, помогать северянам реализовывать свои жизненные стратегии. Я определяю их как стратегии успешных в жизни людей.

 

Во-вторых, добиться того, чтобы выпускники альма-матер являлись конкурентоспособными специалистами новой формации. Были способны стать эффективными участниками инновационной цепочки в экономическом пространстве России и АТР в соответствии со своей специальностью. Владели передовыми технологиями в избранном деле, имели опыт коммуникации, профессионального сотрудничества с партнерами по инновационной цепочке. Инновационная парадигма настроит культивирование и в вузе, и в экономике региона ценности сотрудничества, социальной интеграции. Выпускники СВГУ станут высоко котироваться на рынке труда. Они придут на производство не подмастерьями, а профессионалами высокой квалификации, поскольку с первых дней в вузе будут работать на интересы города и территории.

 

В-третьих, ориентация на «мировой масштаб» позволит университету по качеству образования, интеллектуальному потенциалу и генерированию научных идей занять лидирующие позиции в российском образовании и научном сообществе. Это поднимет авторитет вуза. Тогда-то СВГУ и станет точкой опоры, которая даст возможность перевернуть представления о Магадане как о глубокой провинции со страшным лагерным прошлым . А наш регион перестанет быть задворками России. И если Кембридж с населением в 123 тысячи человек сумел стать эталоном качества среди всех существующих в мире высших учебных заведений, что мешает Магадану внести свою лепту в инновационное развитие Дальнего Востока и родного государства, а заодно и Азиатско-Тихоокеанского региона?

 

Kolyma.ru, 29.11.2010