Зарегистрироваться

Методология социологии

Категории Методология социологии | Под редакцией сообщества: Социология

Эта версия статьи от 28 Сентябрь 2010 14:41, редактировал Кравченко Альберт Иванович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Все науки, известные человечеству делятся на естественные и общественные. К естественным наукам относятся фундаментальные (физика, химия, астрономия и др.) и технические (радиоэлектроника, биотехнология и химия полимеров и т.д.).

Общественные науки – социология, философия, политология, антропология, экономика, искусствознание, социальная психология – подразделяются на две группы: социальные и гуманитарные дисциплины.

К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведении, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценоч­ными суждениями и качественными методами, социальные науки – формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное, или квантифицированное знание. Социальной называется наука, изучающая поведение людей в обществе, с использованием эмпирических методов и математического аппарата.

Гуманитарные знания (философия, науковедение, языкознание, искусство) не опираются в той же степени на сбор фактов, меньше используют эмпирические методы. У них нет математического аппарата и статистики. Вместо обобщенных эмпирических в них используются субъективные оценки и ценностные суждения.

Социология обладает двойным статусом, который надо понимать в двух значениях.

Рис.1. Двойной статус социологии.

 

Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляется собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтах. Когда стремятся подчеркнуть принадлежность социологии области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека. Это означает, что для социолога человеческое поведение обусловлено не природной генетикой и не физиологией, как для биологии или психологии, а культурным контекстом, т.е. традициями, обычаями, культурными нормами и символами, ценностями и идеалами.

В русской культуре социология часто мыслится не только как точная наука об обществе, но и как наука о духовном, знание ценностное и знание о ценностях. Поэтому социология представлялась гума­нитарным по своей изначальной сущности знанием. Таких взглядов придерживались Н. Кареев, М. Михайловский, С.Булгаков, Н.Бердяев, П. Сорокин.

Таким образом, социология – это пересечение гуманитарных знаний и социальных наук. Она занимает центральное место и выполняет интегративную (объединяющую) функцию по отношению ко всем другим социальным и гуманитарным наукам. Иначе говоря, социология выполняет функцию философии для этих наук, т.к. дает им знания о структуре и законах развития общества в целом.

Социологическая наука подразумевает два типа исследования – теоретический (научная картина мира, общая теория, частная теория) и эмпирический (эмпирические и прикладные исследования) – и два уровня анализа: микросоциологический (изучение малых событий, единичных явлений) и макросоциологический (изучение общества в целом или глобальной системы).

В социологии выделяются пять уровней обобщения научного знания и его анализа:

  1. Научная картина мира – совокупность общетеоретических и философских категорий, описывающих реальность, которая изучается данной наукой.
  2. Общая теория – совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.
  3. Частная теория – логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших подтверждение в результате эмпирического (фундаментального) исследования.
  4. Эмпирическое (фундаментальное) исследование – непосредственное исследование объекта, проведенное с помощью конкретных социологических методов (опрос, наблюдение, эксперимент и т.д.) и направленное на проверку частной теории. Основная цель – приращение научных знаний, выявление новых закономерностей и тенденций в исследуемой сфере реальности.
  5. Прикладное исследование – оперативное исследование, проведенное в короткий срок и на одном конкретном объекте (предприятие, банк, деревня) с целью социальной диагностики той или иной ситуации, выявления причин определенного явления (процесса) и подготовки соответствующих практических рекомендаций. Основная цель – решение конкретной практической проблемы.

Предметом какой-либо науки именуют совокуп­ность понятий, при помощи которых она описывает объек­тивную реальность. Добытые в эмпирическом исследовании факты ученый затем теоретически обобщает и строит логически непротиворечивую систему понятий.

Предмет социологической науки – очень сложная система категорий, понятий и переменных, которые образуют компактные тематические области, например социологию молодежи или теорию социальной структуры. Каждая такая область представляет достаточно стройное, но до конца незавершенное теоретическое целое. Скажем, в социологии молодежи трудятся у нас в стране и за рубежом не менее 7-10 тыс. человек. Они проводят ежегодно сотни эмпирических исследований, касающихся как общих, так и частных вопросов положения молодежи в современном обществе, доступности для нее среднего и высшего образования, материального и жилищного положения, досуговых предпочтений, занятий спортом, ценностных ориентаций и множества других проблем. По молодежной проблематике проводятся международные и всероссийские конференции, семинары, симпозиумы, публикуются монографии и статьи, выходят журналы и альманахи, действуют исследовательские лаборатории и институты, происходит специализация студентов и аспирантов.

Объектом социологии как науки выступает все многообразие реально существующих в обществе социальных явлений, процессов, отношений и взаимодействий, в которых участвуют реальные люди, а также само общество, его сферы, части, подсистемы.

Объектом социологического исследования служит отдельный фрагмент этой реальности, представленный поведением или отношениями живых людей (в социологии их называют респондентами), а также вещественными продуктами их деятельности, как-то: документы, штатное расписание предприятия, инфраструктура городского района, совокупность кинотеатров и т.д.

Если при описании объекта исследования главными действующими лицами у социолога служат респонденты – живые люди, то при описании предмета (теоретической системы понятий) науки таковыми выступают понятия и категории - идеализированные абстракции.

Итак, объект – это живые люди, которых опрашивают или за которыми наблюдают, здания, документы, памятники культуры и т.п., которые можно видеть, осязать, измерять, пересчитывать. Предмет – это система абстрактных понятий, при помощи которых ученый пытается осмыслить то, что он наблюдал, получил в ходе опроса, измерил или пересчитал. Предмет идет от науки, объект – от жизни. Объект изучается при помощи эмпирического исследования, а его результаты отражаются в теоретической социологии.

Социологическое исследование предусматривает применение частных методов (опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента) и общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, аксиоматизация, формализация, статистические расчеты).

Опрашивая немногих (выборочную совокупность), социолог выводит знание обо всех (генеральная совокупность), поскольку индивидуальные мнения он обязательно обобщает, группирует, строит типологии и классификации, проводит измерение, применяя для усреднения данных методы математической статистики. Правильно организовать сбор и обработку эмпирического материала помогает программа эмпирического исследования.

Основная задача методической части программы социологического исследования – выбор адекватных методов исследования и разработка измерительного инструмента. Методы (в социологии) – это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основных разновидности (они указаны в скобках):

 

В социологии применяются такие методы исследования, как анкетирование, интервью, анализ документов, наблюдение и эксперимент. Основной инструмент исследования – выборочный метод. Выборочная совокупность служит точной процентной копией генеральной по основным социально-демографическим параметрам. Опрашивая людей (респондентов) по тщательно составленной программе, ученый делает вывод о массовых стереотипах, ценностных ориентациях, структуре поведения, расслоении населения, мотивах и образе жизни. Создавая социально-типическую картину общества, социология изучает людей как представителей больших социальных групп, т.е. носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей.

Главным методом в социологии выступает опрос. Выделяют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервью. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос, опрос через газету. В последние годы большой популярностью пользуются маркетинговые исследования – основная разновидность прикладных социологических исследований в экономике.

Большой вклад в развитие методологии, методики и техники эмпирических исследований в социологии внесли зарубежные и отечественные специалисты, а именно М.Вебер, Э.Дюркгейм, Г.Блейлок, Р.Мертон, П.Лазарсфельд, Г.С.Батыгин, В.А.Ядов и др.

 

Исследовательские центры

Эмпирическими исследованиями во всем мире занимаются многие тысячи научных институтов, центров, кафедр, лабораторий.

Среди главных можно выделить:

  • Институт Гэллапа (США)
  • Институт Демоскопии (Германия)
  • ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения, Россия)
  • GfK Group (Европа, отделение в России)
  • NORC (Национальный центр опроса общественного мнения США)
  • ESOMAR (Европейская ассоциация исследований общественного мнения и рынка).
  • NatCen (Национальный центр социальных исследований, Великобритания)

 

Рекомендуемая литература

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник

Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований.

Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы.

Рабочая книга социолога / Ред.Г.В.Осипов

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.