Зарегистрироваться

Рыцарство

Категории Всеобщая история | Под редакцией сообщества: История

Рыцарство ‑ сложное и многоплановое понятие. Сло­во «рыцарь» (лат. miles, caballarius, фр. chevalier, англ. knight, ит. cavaliere) нередко буквально значило «всадник», но Рыцарство - это не «кавалерия».

«Рыцарями» называли благородных сеньоров, однако рыцарство не может быть отождествлено со знатью и сеньорам. Наконец — и, возможно, в первую очередь, — с понятием рыцарства связывается определенная этическая модель, различные элементы которой стали результатом взаимодействия церковной и аристократической культур. С этой точки зрения рыцарство в той же мере социально-политический институт, в какой социокультурная фикция, и подлежит рассмотрению в двух аспектах — как часть реального и как часть воображаемого мира средневековья.

Происхождение рыцарства

Хотя подобный феномен рыцарства возникает в источниках не ранее времени высокого средневековья, его предысторию следует искать в глубине столетий. Согласно одной из точек зрения — в римских административных структурах (К.-Ф.Вернер).

Рыцарство возводят и к некоему германскому военному институту. У германцев война была окружена ореолом особого почитания, а престиж воина был чрезвычайно высок. Раннесредневековое общество существует ради войны, и война является важнейшей ценностью; сама структура общества была подчинена ее потребностям. В варварских государствах существовал слой профессиональных воинов, составляющих свиту (comités) предводителей, которым они служили. С эпохи Меровингов для обозначения вооруженных слуг правителей применялись термины «верный» (fidelis), «вассал» (vassus, vassalus, первоначальное значение - раб); такие слуги были не только у франков, но и у вестготов (букцеллярии), а также лангобардов (газинды) и т.д. Это могли быть простые воины, скромного происхождения и не обладавшие публичной властью. Но их роль в обществе, т.е. войне были подчинены многие сферы жизни, являлась значительной.

Война занимала важное место в политике Каролингов, стремившихся к расширению территории государства. В каролингскую эпоху военная служба требовалась уже не от всех свободных, но от тех, кто имел средства приобрести все более дорогостоящее вооружение. Раздача бенефициев, благодаря которым воины должны были улучшить уровень своего вооружения, и успехи военной техники привели в VIII в. к возрастанию значения тяжеловооруженной кавалерии. Содержание и экипировка конного воина отныне ложится тяжелым экономическим бременем на общество. Таким образом, согласно Г. Бруннеру, установление тесной связи между вассалитетом (службой) и бенефицием (землевладением) - т.е. складывание феодальных структур - было следствием развития военной техники и введения тяжелой кавалерии.

Более распространенная историографическая теория связывает социальный подъем рыцарства с упадком ок. 1000 г. унаследованных от каролингского времени структур публичной власти. Характерная черта этого смутного времени - строительство замков. В условиях феодальной анархии реальная власть переходит к их хозяевам, шателенам, живущим в окружении воинов. Военно-политическое лидерство замков становится базой нового сеньориального господства воинов над окрест­ным земледельческим населением. Прежде существовавшая в обществе фундаментальная оппозиция «свободные/несвободные» сменяется другой - «воюющие/трудящиеся». Тенденция к сближению milites со знатью наибо­лее отчетливо выражена в Центральной Франции. В других регионах (Империя) milites — скорее вооруженные слуги знати и противопо­ставляются nobiles. Слияние имеет место не ранее кон. XII ‑ нач. XIII вв. Как бы то ни было, milites в это время рассматриваются в качестве аристократии второго сорта.

 

Рыцарство как сословие

Теоретически рыцарское звание никогда не провозглашалось наследственным. Доступ в ряды рыцарства осуществлялся посредством особой процедуры посвящения, получившей распространение к кон. XII в. С сер. XII в. рыцари рекрутируются почти исключительно среди сыновей рыцарей, и рыцарство имеет тенденцию превращения в наследственную касту. Постепенно создаются юридические препятствия для посвящения в рыцари неблагородных. Например, в XIII в. в Мельфийских конституциях Фридрих II разрешает посвящать в рыцари только сыновей рыцарей. «Установления» Людовика Святого того же времени утверждают мысль о том, что всякий рыцарь должен вести свое происхождение от знатных родителей, обладающих рыцарским статусом и земельными владениями. XIII в. — период максимального сближения Р.а и знати.

Будучи связаны оммажем, процедурой вручения себя в руки сеньора, рыцари были обязаны ему службой: главными видами вассальных обязательств были военная служба, auxilium, и consilium - участие в заседаниях сетньориальной курии, иных судебно-полицейских мероприятиях сеньории. Нередко рыцарь приносил оммаж сразу нескольким сеньорам, и из этого проистекала большая путаница в вассальных обязательствах, поэтому со временем был введен особый вид оммажа - т.н. homagium ligium, который обеспечивал преимущественную непосредственную службу одному сеньору. Во Франции военные обязанности рыцарей были ясно определены в «Установлениях святого Людовика». Вассалы короля были обязаны ему 40-дневной военной службой (ost), а по истечении этого срока служили за плату, но если королевство находилось в опасности, то служили бессрочно и без вознаграждения. В специфических случаях—как, например, в государствах крестоносцев, согласно Иерусалимским ассизам, — вассальная служба могла вообще принимать бессрочный характер. В нач. XIII в. Филипп Август по идее мог рассчитывать на армию в 3000 рыцарей, но реально в военное время ему удавалось собирать лишь 350-400 вассалов. С XII в. в Англии и Франции многие рыцари предпочитают избавляться от обязательной службы, заплатив специальный налог, т.н. ecuage, за счет которого сеньор нанимает наемников.

Как правило, ритуал посвящения требовал больших затрат, и уже в XII в. многие представители знати предпочитали фактически оставаться оруженосцами (в Англии они назывались squires, сквайры, во Франции и Италии damoiseau и donzello). Посвящение в рыцари становится менее необходимым, когда понятие знатности уточняется, очерчиваются его юридические аспекты, утверждается первостепенное значение происхождения.. Постепенно посвящение в рыцари становится всего лишь декоративным ритуалом, а рыцарское достоинство — почетным титулом, приобретаемым в конце карьеры.

 

Рыцарство и клерикальная идеология

Рыцарский этос представляет собой сложный продукт взаимодействия военной системы ценностей и христианских нравственных устоев. Нигде представления о рыцаре не проявляются так ярко, как в ритуалах посвящения в рыцари, восходящих к символическим процедурам передачи оружия. Если на ранних этапах церковь лишь благословляла меч и другое оружие, то теперь церковь сама опоясывала мечом нового рыцаря. Эволюция ритуала в XIII—XIV вв. приводит ко все большей его клерикализации, в ча­стности за счет символической интерпретации его составных элементов. Так, в поэме L’Ordene de chevalerie (между 1230 и 1250 гг.), где говорится, как мусульманский государь Саладин попросил своего христианского пленника Гуго Тивериадского посвятить его в рыцари и объяснить ему символику обряда посвящения, ванна перед облачением в доспехи сравнивается с купелью крещения, тонкий лен одежд символизирует чистоту, пурпур - кровь, проливаемую за идеалы церкви, белый пояс должен оградить рыцаря от греха сладострастия, черные штаны олицетворяют землю, куда каждый вернется, шпоры - храбрость и рвение в служении Господу, меч - верность и предан­ность, а также защиту слабых и бедных.

 

Рыцарство и литература

Начиная с «Песни о Роланде» два полюса, вок­руг которых вращалась литературная модель воинского этоса, — доблесть (ргоесе) и мудрость (sageté). Обладание такой рыцарской добродетелью, как доблесть, предполагало храброе поведение в бою, продиктованное стремлением избежать позора и поиском военной славы. Под мудростью подразумевались жизненный опыт и проницательность. Гармоническое равновесие sagete и ргоесе порождало такое качество, как мера (mesure, maze). Доблесть без мудрости безрассудна, но мудрость без доблести может привести к подлости.

Другая добродетель, воспеваемая в эпосе, - верность своему сеньору. Но, как и доблесть, верность не может быть безоглядной. Рыцарь - не холоп. Верность умеряется личным достоинством, родовой честью, лишь отчасти понятой как благородство крови. Истинное величие души нуждается в систематическом подтверждении. Герои рыцарской литературы приходят на помощь слабым и униженным, даруют пощаду поверженному врагу, щедростью они равны королям. Визитной карточкой воспитанных в себе возвышенных и благородных чувств, ставящих идеального рыцаря вровень с земными владыками, предстает куртуазная любовь, как правило, неженатого мужчины, «юноши», к супруге сеньора, которому тот служит, - возможно, поэти­ческое преломление реального быта сеньориального замка.

Рыцарство ‑ по-своему уникальный феномен средневековой западноевропейской истории и культуры. Лишь на христианском Западе была создана в высшей степени оригинальная военно-аристократическая этика. Сублимировавший военное ремесло, сеньориальный быт и религиозные ценности, рыцарский идеал, даже не будучи оформлен в кодифицированную систему правил, оказывал огромное влияние на поведение средневековой знати, наложил отпечаток на всю запад­ноевропейскую культуру и в конечном итоге явился важным фактором истории личности.

 

Рекомендуемая литература

Бессмертный Ю.Л. Изменение структуры межсеньориальных отношений в Восточной Франции XIII в. // Средние века. Вып. 28. М., 1965. С. 52-69;

Бессмертный Ю.Л. Феодальная революция Х-ХІ вв.? // Вопросы истории, 1984, №1

Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987

Шпренгер Я., Инсисторис Г. Молот ведьм

Оссовская M. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987

Песнь о Нибелунгах

Песнь о Роланде

Словарь средневековой культуры

Петр Абеляр. История моих бедствий

Анна Комнина. Алексиада

Византийская Книга Эпарха

ВИЗАНТИЯ (БРЭ. т. 5). Большая Российская энциклопедия. Том 5.

Массария Кафы 1374 г.

Первое городское право Страсбурга

Салическая правда

Первое городское право Страсбурга

Второе городское право Страсбурга

Barber R. The Knight and Chivalry.Woodbridge, 1995

Barbero A. L'Aristocrazia nella società francese del medioevo. Bologna, 1987

Bloch M. La société féodale. P., 1968

Borst Α. Das Rittertum im Mittelalter. Darmstadt, 1976

Bumke J. The Concept of Knighthood in the Middle Ages. N.Y., 1982

Contamine P. La Noblesse au royaume de France, de Phillipe le Bel à Louis XII. P., 1997

Flori J. La société chevaleresque. P., 1988

Flori J. Chevaliers et chevalerie au Moyen Age. P., 1998

Flori J. La chevalerie. P., 1998

Köhler E. Ideal und Wirklichkeit in der höfischen Epik.Tübingen, 1956

Le Goff J. Le rituel symbolique de la vassalité // Le Goff J. Pour un autre Moyen Age. P., 1977. P.349-419

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.