Зарегистрироваться

Купцы

Категории Всеобщая история | Под редакцией сообщества: История

Купцы ‑ профессиональный слой средневекового общества, объединенный в корпорации и занимавшийся торговлей.

Торговые связи в районе Средиземноморья не были прерваны с падением Римской империи, хотя германские вторжения и последовавшие за тем арабские завоевания затруднили хо­зяйственную деятельность городов Запада. В Восточной Римской империи сохранялись крупные города. Морские торговые пути частично переместились с юга на север. Особое значение приобрели торговые связи по Северному и Балтийскому морям, на побережье которых возникли новые городские поселения. Торговая деятельность, с одной стороны, не была четко отделена от пиратства и разбоя, с другой же стороны, не была полностью выделена из широко распространенной практики обмена дарами.

Средневековый купец как особый социально-психологический тип

Образ жизни и род занятий ориентировали купца на более индивидуализированное поведение, чем крестьянина и даже ремесленника. Хотя купцы нередко объединялись в гильдии или товарищества, призванные защищать их общие интересы, каждый из них вел свои операции на собственный страх и риск. Успех предпринимательской деятельности купца зависел в первую очередь от его личных способностей, инициативы и знания мира, в котором он действовал. Купец отличался большей мобильностью, а потому и способностью приноравливаться к разным обстоятельствам, противостоять опасностям и уметь их преодолевать. Значительная часть купцов ездила в другие города и страны, встречалась с людьми, обладавшими иной культурой, нежели их собственная. Именно при посредничестве купцов в первую очередь осуществлялся контакт между разными культурами Европы, а также между европейской и иными цивилизациями.

Профессия диктовала необходимость овладения новыми знаниями, лучшей ориента­цией во времени и пространстве. Счет и расчет, умение читать и писать входили в сумму требований, которые предъявляло купцу его ремесло. В городах Европы появляются светские школы, в которых дети горожан получали знания, необходимые для их практической деятельности. Начинает складываться «арифметическая ментальность», несколько шире, чем прежде, распространяется грамотность. Немало купеческих сыновей поступали в университеты и овладевали знанием права, необходимого для занятия коммерцией. Нередко образованные выходцы из купеческого сословия делались юристами на службе государства или занимали должности в городских советах. В XIII—XV вв. богатые купцы стали влиятельной общественной и политической силой, доминировавшей в городах Запада. Купеческие города образовывали союзы (Ганза, Рейнский союз городов и др.), которые существенно влияли на политику государств, а подчас вели самостоятельные внешнеполитические дела и даже войны.

 

Положение купечества в обществе

Но даже пополняя патрициат города, представители купечества оставались в социально приниженном положении по сравнению с аристократами, людьми благородного происхождения, и последние заботились о том, чтобы демаркационная линия, отделявшая знать от людей низкого рода, не была нарушена. Богатство, в частности денежное, само по себе не придавало общественного престижа его обладателю даже в тех случаях, когда обедневшие благородные вступали в брак с дочерьми богатых купцов. Известную возможность сближения с сеньорами открывало перед купцами приобретение земельных владений, но и в этих случаях сословные различия сохранялись. Тенденция части купечества вложить свои капиталы в землевладение объяснялась не только стремлением «улучшить» свой социальный статус, но и потребностью избежать риска, связанного с торговой деятельностью.

 

Купцы в эпоху Ренессанса

Предпринимательская расчетливость далеко не всегда превращала купца в оптимиста. На полотнах художников Ренессанса мы видим нарядно одетых купцов, иногда с супругами, в интерьере богатого патрицианского дома; выражения лиц передают их самоуверенность и высокое сознание собственного достоинства. Но в тех случаях, когда сохранилась их переписка, историк получает возможность ближе познакомиться с их повседневной жизнью и меняющимися настроениями. Многие письма выдают их страхи, связанные с опасением неудачи торговых операций, с возможным обманом со стороны контрагентов и с риском, который таили в себе заморские поездки. Купец живет в грозящем многими опасностями мире, и чувство неуверенности и неустойчивости не покидает его. Мрачная подавленность («меланхолия») присуща многим предпринимателям, точно так же, как и гуманистам, с которыми купеческо-патрицианскую верхушку, при всех очевидных различиях между теми и другими, связывало общее переживание жизни.

Индивидуализм купцов, симптомом и платой за который были эти мрачные эмоции, находил свое выражение и в безудержном эгоизме. Коль скоро речь идет о деньгах, учит К.-писатель Джованни ди Паголо Морелли (1371-1444), никто из людей, включая родственников, не заслуживает доверия, ибо человек порочен по своей природе. Друзей нужно покупать, необходимо завязывать тесные связи с сильными мира сего.

Снижение идеалов и ценностей «с небес на землю», которое Ж. Ле Гофф отмечает в XII—XIII вв., с большей отчетливостью наблюдается в XIV в., и прежде всего среди купцов. Именно в это время на башнях соборов и городских советов Парижа, Милана, Лондона, Флоренции и других городов устанавливаются механические часы. Контроль над социальным временем начинает переходить к городскому патрициату. И гуманисты, и купцы-писатели подчеркивают ценность времени. Деньгами измеряется все - и отношение к друзьям и компаньонам, и оценка образованности. Даже религиозность купцов получала коммерческую окраску: Бог оказывается компаньоном предпринимателя. Распространившаяся в тот период практика завещаний базируется на идее пропорциональности «добрых дел» и наград на том свете.

Пережив небывалый подъем, купцы итальянских городов в XV в. встретились со множеством экономических и политических трудностей (раздробленность Италии и войны на ее территории, успехи турок в Восточном Средиземноморье, перемещение морских путей в Атлантику), что в конце концов привело к глубокому кризису. На первый план в торговле выдвигаются Купцы Англии и Нидерландов, которые превращаются в носителей буржуазных отношений. Несомненно, Реформация XVI в. способствовала этому процессу. Купец-пуританин, кальвинист, ощущал свое единение с Богом и успехи своей предпринимательской деятельности осознавал как знаки собственной избранности.

 

Рекомендуемая литература

Баткин Л.М. Этюд о Джованни Морелли (К вопросу о социальных корнях итальянского Возрождения) // Вопросы истории. 1962. № 12

Гуревич А. Я. Средневековый купец//Одиссей. Че­ловек в истории. 1990. М., 1990

Beck С. Les Marchands écrivaines: Affaires et humanisme à Florence, 1375-1434. P., La Haye, 1967

Espinas G . Les origines du capitalisme: I. Sire Jehan Boinebroke, patricien et drapier douaisien. Lille, 1933;

Kedar B.Z. Merchants in Crisis: Genoese and Venetian Men of Affairs and the Fourteenth Century Depression. New Haven, L.,1976

Le Goff J. Marchands et banquiers du Moyen Âge. P., 1956

Lopez R. S. Le marchand génois: Un profil collectif// Annales E.S.C. 1958. № 3

Masehke E. La mentalité des marchands européens au Moyen Age // Revue d'histoire économique et sociale. 1964. Vol. 42, № 4

Mercanti scrittori: Ricordi nella Firenze tra Medioevo e Rinascimento / A cura diV. Branca. Milano, 1986

Renouard Y.Les hommes d'affaires italiens du Moyen Âge. P., 1949.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.