Зарегистрироваться

Международная защита национальных меньшинств

Категории Всеобщая история | Под редакцией сообщества: История

Международная защита национальных меньшинств ‑ международно-правовое регулирование положения национальных меньшинств во вновь созданных и расширивших свою территорию государствах Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы в период между двумя мировыми войнами.

В системе заключенных в межвоенный период соглашений о меньшинствах проводятся постановления, относящиеся к правам, которые можно назвать индивидуальными правами, правами личности. Сюда относятся: основное право на жизнь и свободу, свобода совести, право гражданства, равенство перед законом, равное с представителями господствующей нации право на занятие государственных и общественных должностей. Таковы права представителей меньшинств, поскольку они являются отдельными гражданами. Имеются также статьи, предметом которых являются права, могущие быть названными правами меньшинств, как коллективов. В эту категорию прав входят: официальное употребление родного языка, школьная автономия, участие в общественных фондах, церковная автономия, административное самоуправление и, наконец, как высшее завершение этого" рода прав, национальная автономия.

Договоры о защите прав национальных меньшинств

Юридическими актами, установившими режим защиты прав национальных меньшинств в Польше, Чехословакии, Королевстве СХС и Болгарии, были договоры, заключенные после мировой войны между каждым из этих государств и державами Антанты. Положение меньшинств Болгарии—ст. 39—40, 44 — 46 и 49 — 57 договора в Нейи; особые договоры, заключенные великими союзными державами с государствами-наследниками австро-венгерской, российской и германской империй, определяют положение меньшинств в Польше (договор в Версале), Чехословакии. (договор в Сен-Жермене) и Югославии (договор в Сен-Жермене). Положение меньшинств Данцига определено договором его с Польшей (13.XI.1920). Кроме того, заключены специальные конвенции: между Австрией и Чехословакией — о праве гражданства (в Брюне 7.VI.1920), Польшей и Германией—о меньшинствах Верхней Силезии (Женева 15.'V.1922), Польшей и Чехословакией (Прага 29.XI.1920). В общей форме обязательства о меньшинствах включены в § 2, ст. VII итало-югославского договора в Рапалло и ст. VII польско-советского договора в Риге.

В договорах, прежде всего, содержатся обязательства об охране личной свободы и свободы совести. Государства обязуются предоставить своим гражданам охрану жизни и свободы, независимо от национальности, языка, расы или религии, а также право исполнения, частным или публичным образом, обрядов их религии, если последние совместимы с „государственным порядком и добрыми нравами" (ст. 2 договоров с Польшей, Чехословакией и Югославией, ст. 63 Сен-Жерменского договора, ст. 55 — Трианонского, ст. 50 — Нейиского н ст. 38 Лозаннского).

 

Договор с Польшей

В частности, договор с Польшей (ст. 11) гарантирует соблюдение еврейской субботы. Права гражданства признаются без всяких формальностей за лицами, проживающими на территории данного государства, если они были подданными государства, владевшего ими ранее. Так, Польша признает право гражданства за австрийскими, венгерскими, немецкими и русскими подданными; Югославия и Чехословакия—за австрийскими и венгерскими (ст. 3, § 1 всех договоров с перечисленными государствами). Это постановление по смыслу своему может относиться лишь к государствам, вновь образованным или получившим новые территории, вследствие чего мы не встречаем аналогичного обязательства в договорах с Австрией, Венгрией, Болгарией и Турцией. Действие этого обязательства, однако, значительно ограничивается. Именно, ст. 71 Сен-Жерменского договора устанавливает, что право на приобретение итальянского гражданства на территориях, уступленных Италии, не распространяется на лиц, которые приобрели индигенат после 24.V.1915 года, или же исключительно в силу своего официального положения; эти лица получают итальянское гражданство лишь с разрешения, итальянских властей (ст. 73). Точно так же лица, которые приобрел индигенат на территориях, уступленных Чехоcловакии и Югославии, после 1-го января 1910 года, получают чехословацкое и югославское гражданство лишь с разрешения соответствующих правительств (с.-ж. ст. 76); то же постановление Версальский договор (ст. 91) содержит относительно германских граждан, водворившихся на территориях, уступленных Польше, после 1 января 1908 г. Напротив, Австрия, Венгрия и Болгария признают право гражданства за всеми лицами, имеющими индигенат на их территории и не являющимися подданными какого-либо другого государства (ст. 64 с.-ж., 56 тр., 51 н.). Право гражданства, далее, предоставляется всем лицам, родившимся на территориях данного государства и не имеющим какого-либо иного гражданства.

Вопрос о лицах, так наз. „двойного гражданства" (имеющих одно гражданство — в силу происхождения, а другое — по месту жительства) оставлен договорами открытым, и лишь в брюнской конвенции Италии с Чехословакией (ст. 7) о нем имеются некоторые постановления.

Лицам, не желающим быть подданными государства, где они проживают, предоставляется право оптации. Это право устанавливается для всех лиц старше 18 лет, при чем оптация мужа считается и оптацией жены, а родителей — их детей. Оптантам предоставляется право в 12-месячный срок выселиться в избранную ими страну. Имущественные права оптантов, желающих выселиться, регулируются в том смысле, что им разрешается увозить с собой движимое имущество всякого рода, и за ними сохраняются права на их недвижимость. Государство обязуется не чинить препятствий к осуществлению права оптации лицами, находящимися на их территории.

 

Договоры в Нейи и Лозанне

Договоры в Нейи и Лозанне предусматривают обмен меньшинствами между договаривающимися сторонами. Ст. 56 договора в Нейи устанавливает возможность добровольного обмена национальных меньшинств между Болгарией и другими государствами. Еще дальше заходит Лозаннский договор союзников с Турцией, устанавливающий обязательство принудительного обмена всех греческих подданных Турции, исключая проживающих в Константинополе, на мусульманских подданных Греции, кроме мусульман Фракии (специальная конвенция и протокол, подписанные в Лозанне 30 января 1923 г.). Это обязательство не имеет прецедентов в более ранних договорах и представляется новшеством для международного права.

Равенство перед законом и политическое равноправие для представителей меньшинств устанавливаются статьей, содержащейся во всех договорах и гарантирующей эти права всем гражданам без различия расы, языка и религии. Государства, в частности, обязуются не делать различий между гражданами в зависимости от их религии, веры или исповедания, при допущении их к государственным или общественным службам, должностям и почестям или к отправлению определенных профессий.

Употребление меньшинствами родного языка в частном быту, торговых сношениях, вопросах религии, в прессе или собраниях гарантируется постановлением, содержащимся во всех договорах. Менее определенны формулы, относящиеся к официальному употреблению родного языка меньшинств при сношениях их с государственными органами. В договорах по этому поводу содержится лишь весьма туманное постановление о том, что, несмотря на установление правительством одного официального языка, гражданам иного языка будут предоставлены „надлежащие облегчения" для устного или письменного употребления их языка перед судами.

Относительно школьной автономии мы находим в договорах формулу, по которой меньшинствам предоставляются те же гарантии, как и „другим гражданам", в частности — равное (с другими гражданами) право составлять и контролировать за свой счет благотворительные и религиозные учреждения, а также школы и другие воспитательные заведения, и употреблять в этих учреждениях собственный язык. Здесь, таким образом, более точное определение прав меньшинств в отношении школ предоставлено внутреннему центральному законодательству соответствующих государств, на что указывает формула: „как другие граждане”.

Учреждение школ, помимо затруднений со стороны администрации, не всегда бывает возможным по экономическим причинам, вследствие ограниченности ресурсов местных общин, и в этом случае особенную важность приобретает вопрос о преподавании языка меньшинств в правительственных школах, хотя бы в тех местностях, где эти меньшинства составляют преобладающий элемент населения. По этому поводу в договорах имеется постановление, обязывающее правительства предоставлять в городах и округах, где проживает „значительная пропорция" граждан иного языка, чем язык •господствующей нации, „надлежащие облегчения" для преподавания детям этих лиц в начальных школ ах на их родном языке; тут же оговорено, что это постановление не возбраняет правительству предписать преподавание в этих школах официального государственного языка.

По поводу церковной автономии меньшинств в договорах 1919-1920 гг. не содержится никаких специальных постановлений. Вопрос о положении церквей меньшинств ставится таким образом в зависимость от внутреннего центрального законодательства соответствующих государств.

Судебная автономия может существовать в тех случаях, когда религиозные, бытовые и др. контрасты настолько сильны, что иногда оказывается необходимой специальная юрисдикция для иноплеменников. Как известно, такого рода юрисдикция существовала в бывшей оттоманской империи, в виде консульской юрисдикции.

 

Общественные фонды

Весьма важным условием для национального культурного развития меньшинств является их участие в общественных фондах. По этому поводу обязательства договоров говорят лишь, что в городах и округах со „значительной пропорцией" меньшинств последним будет обеспечена „справедливая часть" в получении и расходовании сумм, предоставляемых государственными, муниципальными или другими бюджетами на общественные фонды—с воспитательной, религиозной или благотворительной целью. Ст. 10 договора с Польшей, касающаяся специально евреев, предоставляет последним право избирать комитеты для получения и расходования сумм, предназначенных на общественные фонды.

Но права меньшинств могут быть гарантированы лишь при предоставлении им национальной автономии; последняя заключается в предоставлении областям, населенным меньшинствами, права самостоятельного законодательства, а также выбора из своей среды должностных лиц. Однако новейшие договоры устанавливают автономию для национального меньшинства лишь в одном единственном случае — для карпатских „русин", т.-е. украинцев Чехословакии. При этом ст. 12 договора с этой страной содержит оговорку, что должностные лица территории русин будут избираться, насколько возможно, из числа ее жителей.

Пропорциональное представительство национальных меньшинств в центральных законодательных органах государства является необходимой гарантией соблюдения их прав и интересов, в особенности, при отсутствии автономии и урегулировании всего правового положения меньшинств путем центрального законодательства. Тем не менее, пропорциональное представительство не гарантируется меньшинствам договорами. Исключение составляет лишь та же Прикарпатская Русь, которой ст. 13 договора с Чехословакией гарантирует „справедливое" представительство в сейме. Статья эта, однако, содержит ограничение прав представительства Рутении, так как депутаты последней не будут пользоваться правом голоса в чехословацком сейме во всех законодательных вопросах того же порядка, как те, которые предоставлены сейму Прикарпатской Руси.

 

Рекомендуемая литература

Актуальные проблемы славянской истории XIX и XX веков

Жила Л.И., Тесемников В.А., Никифоров К.В., Фирсов Е.Ф., Матвеев Г.Ф. История южных и западных славян. Т.2.

Мацкевич (Mackiewicz) Станислав. Политика Бека

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.