Зарегистрироваться

Новгородская боярская республика

Категории Отечественная история | Под редакцией сообщества: История

Новгородская боярская республика – период в политической истории Новгородской Земли, охватывающий 1136-1478 гг. Средневековый Новгород был столицей огромного государства, простиравшегося от Верхней Волги до Балтийского и Белого морей. Подобно тому, как сам город делился на пять районов – «концов», Новгородская земля со временем разделилась на пять областей – «пятин». Сердцем и мозгом всей этой своеобразной системы был сам Господин Великий Новгород – крупнейший и богатейший город Древней Руси.

Новгородская республика

После восстания 1136 г., положившего конец правлению в Новгороде князей-наместников, присланных из Киева, высшим законодательным органом в городе стало вече – собрание всех свободных и полноправных граждан. Оно собиралось либо на Ярославовом дворище (на правом берегу Волхова), либо на площади возле Софийского собора (на левом берегу). После долгих и обычно бурных прений вече принимало решение путем голосования. Воля большинства становилась законом. Помимо общегородского существовали «кончанские» (то есть районные) и даже «уличанские» (объединявшие жителей одной улицы) веча.

На вече избирались высшие должностные лица города – посадник (глава судебной и исполнительной власти), тысяцкий (руководитель новгородского ополчения) и даже архиепископ (глава новгородской церковной организации, официальный представитель Новгорода в его внешних сношениях). Вече решало и вопрос о заключении (либо расторжении) соглашения с тем или иным князем. Согласно договору, князь и его дружина обязаны были защищать новгородские рубежи от внешних врагов. Иногда князя привлекали и к решению вопросов внутренней жизни города. На время своей службы он получал в Новгородской земле некоторые владения – княжеский домен. Понятно, что в случае изгнания князь тотчас терял все это.

Призрак княжеской диктатуры был ночным кошмаром новгородской знати. Новгородцы внимательно следили за тем, чтобы приглашенные Рюриковичи не нарушали условий «контракта», а главное – не посягали на верховную власть. Даже княжеская резиденция была на всякий случай устроена за три версты от города, в древнем урочище Городище. Достаточно было одного лишь подозрения в самоуправстве -- и вече принимало роковое решение: «Поиди, княже, прочь. Ты нам еси не надобен…» На место одного князя новгородцам не трудно было найти другого: это была почетная, а главное прибыльная должность. Впрочем, случалось, что изгнанного князя со временем опять приглашали на новгородский стол.

По форме новгородская политическая система выглядит весьма демократичной. Однако это была демократия для аристократии. Ведь степень допустимой личной свободы в обществе всегда прямо пропорциональна его материальному благополучию. По сравнению с другими русскими городами Новгород казался богачом. Но в действительности его богатства, а соответственно и политические права,  были распределены среди населения крайне неравномерно.

 

Клановая основа новгородского строя

Жизнь в самом Новгороде была не столь однообразной и безысходной, как в его бескрайних  провинциях – «пятинах». Но и здесь существовали свои суровые законы. Полноправными гражданами считались лишь домовладельцы, главы больших патриархальных семей. Впрочем, и они не были вполне свободны в своем выборе. Подлинными хозяевами города и земли были несколько древних боярских кланов, которые, как мощные магниты, собирали вокруг себя остальных новгородцев. За пределами города боярам принадлежали огромные вотчины, в которых жили тысячи крестьян. А в самом Новгороде они владели обширными усадьбами, на территории которых, помимо самих хозяев, жили десятки людей. Это были не только боярские слуги и холопы, но и свободные горожане, арендовавшие у боярина место для своей избушки. 

Клановая основа новгородского строя сложилась, вероятно, как наиболее эффективная в условиях оживленной торгово-промышленной деятельности горожан. Проходивший через Новгород путь «из варяг в греки» манил выгодами заморской торговли, а бескрайние северные леса таили в себе запасы «мягкого золота» – пушнины. И торговля и промыслы были занятием весьма рискованным, требовавшим артельности, соединения сил и средств всецело доверяющих друг другу людей. Руководство этими начинаниями обычно брал на себя боярский клан. Именно боярские кланы сбросили в 1136 г. власть киевских князей-наместников и взяли власть в свои руки, предусмотрительно поделившись ее малой толикой с рядовыми новгородцами.

Правом решающего голоса на новгородском вече обладали «300 золотых поясов». Однако и рядовые новгородцы могли приходить на вечевую площадь, слушать речи ораторов, поднимавшихся на высокий помост («степень вечная»), так или иначе выражать свои эмоции. В этой на первый взгляд стихийной жизни толпы была своя механика. Основой новгородского общества была корпоративность. Объединившись на той или иной основе люди имели больше шансов на успех в суровой борьбе за выживание. Помимо сплоченных родственными отношениями боярских кланов в Новгороде существовали объединения по профессиональному признаку (купцов, ремесленников одной специальности, даже священников и монахов), по территориальному признаку (жители одной улицы, одного из пяти «концов», одной из двух «сторон» – Софийской и Торговой) и по политическому признаку (сторонники какого-либо князя или политического центра).

Именно столкновение корпоративных интересов придавало политической жизни Новгорода необычайный динамизм и драматизм. Вечевые дискуссии часто завершались массовыми драками, а те в свою очередь порой перерастали в смуту, охватившую весь город. В таких случаях в роли миротворца  выступал архиепископ. С крестами и иконами, в сопровождении всего соборного духовенства он выходил из своей резиденции и становился между сражающимися. Только тогда побоище прекращалось.

Как и любая политическая система, Новгородская боярская республика прошла свой путь развития. За три с лишним века ее истории менялись полномочия должностных лиц, создавались новые структуры управления, возвышались и рушились боярские династии. Однако общая тенденция состояла в медленном, но неуклонном сосредоточении всей власти в руках узкого круга высшей аристократии. И чем меньше демократических иллюзий оставалось у рядовых новгородцев – тем сильнее была их ненависть к спесивой знати, тем скорее готовы они были смириться с московской диктатурой, сулящей вместо призрачного «равенства в правах» вполне реальное «равенство в страхе».

 

Рекомендуемая литература

Горский А.А. О «феодализме»: «русском» и не только // Средние века. Вып. 69 (4). М., 2008.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.