Зарегистрироваться

Сословные выборы в России в XVIII – начале XX века

Категории Отечественная история | Под редакцией сообщества: История

Сословные выборы в России в XVIII – начале XX века – это процедура формирования постоянно действовавших исполнительских структур сословного самоуправления.

Сословные выборы служили для формирования структур сословного самоуправления. Существовали во всех сословиях, кроме духовенства (выборные начала в среде духовенства относились не к сословному самоуправлению, а к функционированию церкви как института).

История возникновения термина

Складывание системы выборов в дворянской среде, как и окончательное юридическое оформление самого сословия, произошло при Екатерине II. Указом 1766 создавались уездные дворянские общества как сословные организации. Тогда же была учреждена должность уездных предводителей дворянства (выборных от дворянского общества) - первоначально для избрания депутатов в Уложенную комиссию. Губернская реформа 1775 и Жалованная грамота дворянству 1785 завершили складывание дворянского общества и его выборных органов на губернском уровне. Высшими органами сословного самоуправления дворянского общества являлись губернские и уездные дворянские собрания, собиравшиеся раз в 3 года или по мере необходимости с санкции губернатора. Уездное собрание созывалось на 3 месяца раньше губернского. В сферу его компетенции входили преимущественно вопросы подготовки губернского собрания. На губернском собрании помимо решения основных проблем текущей сословной жизни и определения кандидатов для замещения местных административных должностей также производились выборы должностных лиц дворянского общества: губернских предводителей дворянства, дворянского депутатского собрания, заседателей дворянской опеки, посредников для решения спорных вопросов размежевания земель. Наиболее значимые выборные должности – предводители дворянства и депутаты дворянского собрания. Предводители выступали в качестве посредников между дворянскими обществами и государственной администрацией – местной и центральной. В пореформенный период предводители дворянства возглавляли земские собрания, а также играли важную роль в органах местного управления. Дворянское депутатское собрание формировалось из председательствовавшего в нем губернского предводителя и депутатов, избиравшихся по 1 от уезда. Депутаты занимались предварительным рассмотрением подлежавших обсуждению на собраниях вопросов и вели другие текущие дела дворянского общества. В пореформенный период депутатские собрания выступали транслятором сословного мнения относительно проводимой правительственной политики. При Александре III в работе депутатских собраний стали участвовать уездные предводители. Данная практика юридически закрепилась в 1902, когда собрания предводителей и депутатов дворянства были подчинены Сенату.

 

Выборная система в среде гильдейского купечества

Выборная система в среде гильдейского купечества сложилась раньше, чем произошло окончательное оформление самого сословия. Если начатый в 1775 процесс размежевания городского купечества на гильдейское и мещан завершился оформлением сословия гильдейского купечества Жалованной грамотой городам 1785, то его выборная структура сложилась уже в 20-х гг. XVIII в., когда стали избирать старшин – посредников между купеческой корпорацией и посадской администрацией. Деятельность гильдейского самоуправления с самого начала выходила за рамки исключительно сословных дел. Из-за установленного Жалованной грамотой городам высокого имущественного ценза (обладание капиталом не менее 5000 рублей) органы городского самоуправления становились фактически не всесословными, а купеческими, комплектовавшимися из купцов 1 и 2 гильдий. Каждые 3 года купечество из своей среды должно было избирать представителей в органы городского управления. При этом купцы 1 гильдии занимали должности городских голов, заседателей Совестных судов и Приказов общественного призрения, торговых депутатов, церковных старост. Состоявшие во 2 гильдии становились бургомистрами, ратманами, членами Судоходных расправ. Принадлежавшие к 3 гильдии – градскими старостами, членами Шестигласной думы и другими должностными лицами. Свойственное для норм Жалованной грамоты городам 1785 взаимопроникновение сфер сословного и городского самоуправления не было полностью ликвидировано и Городовым положением 1870. В пореформенный период купечество 1 и 2 гильдий в каждом городе образовывало купеческое общество. Как правило, деятельностью купеческих обществ занимались органы городского самоуправления. Купеческие общества избирали членов податных присутствий, гласных земств и городских дум. Купеческое самоуправление этого периода делилось на упрощенное и полное. При упрощенном для ведения сословных дел ежегодно купеческие общества избирали от каждой гильдии гильдейских старшин, а из них - купеческих старост. Эти должностные лица занимались раскладкой казенных податей, общественных и городских повинностей. При полном самоуправлении (существовавшем в Петербурге, Москве и Одессе) избирались купеческие старшины обществ, их исполнительные органы (управы) и сами выборные. Собрание всего купеческого общества избирало на 3 года выборных. В свою очередь собрание выборных избирало на 3 года купеческого старшину и членов купеческой управы. Управа формировалась из председателя (купеческого старшины) и его товарища, гильдейских старшин с помощниками, 2 лиц из местного купечества, а также 2 других – от временно причисленных купцов. Управы вели текущие дела купеческих обществ. До 1905 управы находились под контролем МВД, после – Министерства торговли и промышленности. После издания в 1898 Положения о государственном промысловом налоге, которое ликвидировало прежнюю зависимость обладания правом предпринимательской деятельности от владения купеческим гильдейским свидетельством, купеческие общества перестали быть прочными сословными структурами, и, следовательно, существовавшая в них избирательная система утратила прежнее значение.

Из-за общих корней в среде городского купечества мещанство, начавшее оформляться как самостоятельное сословие одновременно с гильдейским купечеством в 1775, обладало и сходной выборной системой. Имевшееся в каждом городе мещанское общество избирало на 3 года мещанскую управу из старосты, его помощника, а также нескольких «десятников». Итоги выборов утверждались губернатором. Староста вел учет персонального состава мещанского общества, контролировал раскладку и сбор податей. В пореформенный период значение корпоративного мещанского общества стало падать, а выход закона о промысловом налоге (1898), как и в ситуации с гильдейским купечеством, фактически привел к замиранию собственно сословного выборного самоуправления.

 

Выборная система в крестьянской среде

Наиболее древним сословным выборным самоуправлением является крестьянское. Оно возникло одновременно с образованием соседской общины и до XIX в. не регламентировалось государственным законодательством. Состоявший из домохозяев сельский сход, решавший все вопросы жизнедеятельности сельской общины, также избирал сельского старосту, сотских и десятских для несения полицейских обязанностей в пределах общины, сборщиков податей, «рекрутских отдатчиков», целовальников (должностные лица, заверявшие принятые сходом решения и расследовавшие всевозможные внутриобщинные споры). Избранные должностные лица освобождались от повинностей и получали от общины вознаграждение. Периодически для контроля старост избирались «счетчики», и для распределения повинностей по тяглам – «окладчики». По законам 1905 и 1907 избрание депутатов Думы по крестьянской курии начиналось на сельском сходе выборами десятидворников на волостные сходы. В XIX в. сначала для государственных (1837-1841), а затем для освобожденных от крепостной зависимости помещичьих крестьян (1861) создавалось выборное волостное самоуправление. В соответствии с этими реформами низшей сословно-административной единицей становилось состоявшее из одного или нескольких селений сельское общество. Несколько таких обществ составляли волость. Выборное самоуправление на уровне волости формировалось волостным сходом. В государственной деревне собиравшиеся на сход двадцатидворники избирали на 3 года волостное правление. В помещичьей деревне волостной сход состоял из десятидворников, а также сельских и волостных должностных лиц (сельских старост, волостного старшины, его помощника, сборщиков податей, заседателей волостных правлений, судей волостных судов), избиравшихся на 3 года. Волостной сход избирал волостное правление – волостного старшину, сельских старост, сборщиков податей. Правление контролировало расходование утвержденных сходом средств, занималось продажами по взысканиям крестьянского имущества, заключало договорные отношения со служившими по найму должностными лицами. При рассмотрении других вопросов правление становилось совещательным органом при волостном старшине, а также исполняло на селе нотариальные функции. По избирательным законам 1905 и 1907 на волостных сходах избирались уполномоченные на уездные съезды крестьянской курии. Волостной сход избирал и руководствовавшийся нормами обычного права волостной суд для разбирательства мелких тяжб. В 1861-1874 волостное выборное самоуправление контролировалось мировыми посредниками, в 1874-1889 – уездными по крестьянским делам присутствиями, с 1889 – земскими начальниками. Создание выборного волостного самоуправления возбудило мнения о необходимости учреждения волостного земства, которое, однако, было создано лишь после Февральской революции.

 

Литература

Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX века

Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в 1902–1907 гг.

Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в 1907–1914 гг.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.