Идентификация и идентичность социальная
Идентификация и идентичность социальная - процесс и результат самоотождествления индивида с каким-либо человеком, группой, образцом.
И. — один из механизмов социализации личности, посредством которого усваиваются определенные нормы поведения, ценности и т. п. тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя идентифицирует. В концепции 3.Фрейда, к примеру, решающую роль в формировании личности ребенка играет его И. с родителем того же пола, которая ведет к усвоению нравственных ценностей родителей и формированию «сверх-Я» (Суперэго) как внутреннего механизма самоконтроля. Каждый индивид обладает несколькими различными идентичностями, что порождает проблему личностной интеграции. Если личности не удается решить эту проблему, возникает ситуация, получившая название кризиса идентичности. В различных типах общественных систем И. личности происходит по-разному. Для традиционных обществ характерна локальная, малогрупповая И. (в семье, общине, касте и т. п.). В модерном обществе уровень идентичности повышается — до классового, национального и гражданского. Современная ситуация отличается кризисом характерных для индустриального модерного общества механизмов и оснований идентичности, когда люди не могут соотнести себя с такими социальными общностями, как государство, нация, класс, профессиональная группа и даже пол. В российском обществе кризис идентичности конца 80-х — начала 90-х гг. XX в., связанный с распадом Советского Союза и привычной гражданской идентичностью, а также с распадом советской ценностно-нормативной системы, постепенно преодолевается. Однако пока доминирующими остаются локальные идентичности (моя семья, друзья, близкие и т. п.), далеко оттесняя российскую гражданскую идентичность.
Выходные данные:
- Просмотров: 1809
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 01.03.2011
- Версий: 4 , текущая: 4
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:

- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Категории:Детализирующие понятия:
Класс; Норма социальная; Социализация; Социальные группы; Традиционное общество; Ценности.