Зарегистрироваться

Корпорация

Категории Экономика предпринимательства · Менеджмент | Под редакцией сообщества: Экономика

Эта версия статьи от 16 Февраль 2011 14:43, редактировал Петрунин Юрий Юрьевич
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Корпорация (лат. corporatio - объединение, сообщество) — широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность и сосредоточение функций управления в руках высших менеджеров, работающих зачастую по найму, принимающая статус юридического Лица. Корпорации могут быть как частными, так и государственными. Главное отличие корпорации от индивидуального предпринимательства и различного рода партнерств заключается в системе налогообложения. Налогом облагается прибыль корпорации — с компании взимается корпорационный налог, затем часть оставшейся прибыли корпорации распределяется в виде дивидендов между акционерами, которые вновь подвергаются налогообложению (облагаются подоходным налогом). В США корпорациями считаются не только крупные, но и мелкие компании с числом акционеров менее 35, такие компании в Америке называют «корпорациями С». В США такие корпорации имеют право платить вместо корпорационного налога только личный подоходный налог с каждого акционера. Понятию «корпорации» в России ближе всего понятие акционерного общества (см. Акционерное общество). С начала 70х гг. XX в. в мировой экономике активно начинают возникать международные корпорации, распространение которых связано прежде всего с интенсивным инвестированием (вложением капиталов) в зарубежные страны.

Корпорация международная — крупнейшие фирмы развитых стран, на которые сегодня приходится основная доля международных прямых инвестиций и международной торговли (см. Инвестиции, Международная торговля, Мировое хозяйство, Мировой рынок, Международные экономические отношения). Главным признаком международной корпорации является осуществление ею прямых международных инвестиций из страны базирования, в которой находится головное подразделение корпорации, в принимающие страны, в которых корпорация имеет свои дочерние компании или филиалы. Основным преимуществом международной корпорации можно считать использование экономии от масштаба производства, сокращение налогов, преодоление таможенных барьеров, доступ к наиболее дешевым природным и трудовым ресурсам принимающих стран, обеспечение контроля за принадлежащей головной компании новейшей технологией. В мировой практике различают многонациональные и транснациональные международные корпорации, хотя различия в них не носят принципиального характера.

Корпорация многонациональная (МНК) — международная корпорация, головная (материнская) компания которой принадлежит двум или более странам, а филиалы расположены в различных странах мира. Основная идея создания транснациональных и многонациональных корпорации — в обеспечении максимально свободного перемещения капиталов и снижении издержек и налогов путем установления заниженных цен во внутрифирменной, внутрикорпорационной торговле.

Корпорация транснациональная (ТНК) — корпорация, головная (материнская) компания которой расположена и принадлежит одной стране, а филиалы находятся во многих странах. Понятие транснациональных корпораций вошло в научную и политическую терминологию и в лексикон Организации Объединенных Наций (ООН) после Второй мировой войны для обозначения огромных международных монополий, включающих крупные- национальные компании с разветвленной международной сетью филиалов. Головная (материнская) компания и ее дочерние структуры являются национальными юридическими лицами разных государств. В экономическом и правовом отношении транснациональные корпорации образуются по принципу конгломерата (см. Конгломерат). Наиболее характерными чертами современных транснациональных корпораций являются: создание системы международного производства на основе международного разделения труда и международной специализации (см. Международное разделение труда, Международная специализация), распыленного между многими странами, но контролируемого из единого центра; высокая интенсивность внутрифирменного товарооборота между подразделениями, расположенными в разных странах; относительная независимость филиалов и дочерних компаний в принятии операционных (текущих) решений; использование международной миграции (перемещения) и мобильности рабочей силы и менеджеров; разработка и передача передовой технологии в рамках транснациональной корпорации.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.