Антимонопольное законодательство
Антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти; совокупность правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики. В современном мире А. з. и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики. Основными целями А. з. большинства государств являются: защита и поощрение конкуренции (см. Конкуренция), контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, контроль за процессом концентрации производства и централизации капитала (см. Концентрация производства, Централизация капитала) контроль над ценообразованием, содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов, защита интересов потребителей. В некоторых государствах в А. з. включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции (см. Конкуренция недобросовестная), направленной против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках.
В узком смысле А. з. направлено против чистых монополий и крупных олигополистических объединений, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих нормы делового общения.
Первый этап развития антимонопольного регулирования начинается в 1876 г., когда в нескольких штатах США создаются учреждения, наблюдающие за ценами и услугами. Именно для США характерна в этот период наибольшая концентрация производства.
Второй этап связан с принятием в 1890 г. Конгрессом США первого акта антитрестовского законодательства — закона Шермана против монополии в торговле и коммерческой деятельности, который стал краеугольным камнем антимонопольной политики. Законом были запрещены любые формы контрактов (объединения, сговоры, соглашения и т. д.), направленные на ограничение свободы торговли; объявлены вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматриваемые как уголовное преступление. За нарушение закона предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и расформирование фирмы. В 1914 г. был принят закон Клейтона, который был призван усилить закон Шермана. Он утверждал, что ценовая дискриминация, принудительные соглашения, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты являются незаконными, если это ослабляет конкуренцию. В 1914г. принят закон опоздании Федеральной торговой комиссии США для рассмотрения нарушений А. з. и предотвращения нечестной конкуренции и рекламы.
Третий этап развития А. з. начинается в 1933 г. и связан с окончанием разрушительного кризиса 1929-1933 гг. В 1938 г. принимается закон Уилера—Ли, направленный на защиту прав потребителя (против ложной рекламы и искаженной информации). В этот период к активной антимонопольной политике обращаются страны Западной Европы и Японии. В 1950 г. появляется закон Келлера-Кефаувера, который обращает внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов.
Четвертый этап — 60-е гг. XX в. — характеризуется жесткой антимонопольной политикой, особенно в отношении слияний и соглашений. Этот период ознаменован усилением государственного вмешательства в целом.
Пятый этап — начало 80-х гг. - характеризуется значительной либерализацией антимонопольной политики, особенно в отношении сотрудничества при проведении совместных исследований и разработок. В первой половине 80-х гг. американское правительство установило нормативы отраслевой концентрации, позволяющие определить степень рыночной концентрации и установить ее допустимые границы. Теоретическое обоснование антимонопольной политики пятого этапа основывается на исследованиях Чикагской школы, которая высказывалась в пользу ориентации антимонопольной политики на глобальные цели, т. е. государственное вмешательство должно осуществляться только тогда, когда можно четко определить отрицательную деятельность субъекта на рынке.
На протяжении всей истории развития антимонопольной политики происходило преобладание одного из двух главных принципов: «правила закона», который устанавливал формальные рамки и определенные нормативы (этот принцип в большей степени присущ американскому А. з.), и «правила целесообразности», согласно которому незаконными признаются только те действия, которые противоречат общественным интересам (этот принцип преобладает в европейском законодательстве). Для российского А. з. характерно сочетание этих принципов, оно предполагает анализ конкретной рыночной ситуации.
В России А. з. появилось с началом перехода к рыночной экономике. Одним из первых принятых в России нормативных актов в области антимонопольного регулирования является Закон РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В 1995 г. принята его новая редакция. Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и вводит понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, которое может быть признано антимонопольным комитетом в случае, если доля фирмы на рынке определенного товара составляет 65 % и более.
Выходные данные:
- Просмотров: 1654
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 08.02.2011
- Версий: 6 , текущая: 6
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Петрунин Юрий Юрьевич
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Категории:Детализирующие понятия:
Акция; Конкуренция; Монополия; Предпринимательство; Преступление; Производство; Рынок; Рыночная экономика; Фирма.
Ссылки сюда
Детализирующие понятия:
Конкуренция; Конкуренция (монополистическая деятельность); Монополия; Рынок банковских услуг.