Зарегистрироваться

Буддизм

Категории Философия религии | Под редакцией сообщества: Философия

Буддизм — одна из трех мировых религий, хронологически наиболее древняя. Основной пафос Б., учения, созданного Гаутамой (632-544 до н, э.), заключается в трех ключевых идеях: ненасилие; благоговение перед любой формой жизни; избавление от страстей — причины страданий.

Принц, наделенный всеми возможными физическими достоинствами, интеллектуальными совершенствами, богатством, властью, казалось бы, был «обречен» на праздную и беззаботную жизнь в своем дворце, но однажды Гаутама (до тех пор тщательно оберегаемый отцом от созерцания людских страданий) увидел нищего; столкнулся с больным, обезображенным последствиями страшной и мучительной болезни; встретился с неутешными людьми, шествовавшими за погребальными носилками; и наконец, смог лицезреть монаха, спокойного и углубленного в свои молитвы. Итак, он увидел страдания человеческие и путь спасения — путь аскезы. Гаутама становится отшельником, пытаясь найти путь спасения человечества от страданий. Он создает новое учение и начинает проповедовать его людям, причем местом своей проповеди выбирает город Бенарес, один из главных центров брахманистской религии. Суть своего учения теперь уже Будда (Просветленный) свел в «четыре благородные истины Б.», изложенные им в Первой бенаресской проповеди:

1. Жизнь есть страдание (рождение, болезнь, смерть, разлука с милым, отсутствие того, чего хочется; т. е. пятикратная привязанность к земному — другими словами, вся человеческая жизнь, включая и то, что люди считают наслаждением, есть страдание).

2. Причина страданий — страсти, желания человека (Будда говорил: «Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждения»; принципиально важно подчеркнуть, что источник страданий — само желание жизни).

3. Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний путем достижения нирваны (нирвана — это состояние отсутствия, преодоленности страданий, отсутствие страданий. Ее сущность — отсутствие желаний, страстей, уход от мира; как полный покой, абсолютная непроницаемость для желаний и страстей).

4. Путь, ведущий к нирване, — это восьмичленный путь спасения:

  • истинное воззрение: усвоение четырех благородных истин Б.; 
  • истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы;
  • истинная речь: воздержание от лжи, слов, не относящихся к нравственной цели;
  • истинные поступки: ненасилие, не нанесение вреда живому; 
  • истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения;
  • истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, ибо дурные мысли могут возвращаться;
  • истинное памятование: постоянно помнить о том, что все преходяще; 
  • истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека.

Учение Б. потребовало создания весьма тщательно разработанной философии и даже особой логической системы, ибо в спорах буддистов с брахманистами по условию проигравший должен был принять веру победителя или покончить с собой (именно буддистам принадлежит единственная в мире логика, не восходящая к учению Аристотеля, — логика навья-ньяя, или новый метод). Фундаментальной философской энциклопедией Б. стал трактат «Абхидхармакоша», написанный Васубандху. В нем содержится попытка по-новому интерпретировать главные концепции Б. (четыре благородные истины, закон причин и следствий, закон морального возмездия, путь спасения, перерождения, нирвана и др.) на основе теории элементов бытия (дхарма). Трактат Васубандху отличается четкой постановкой вопросов, логикой, тонким анализом и доказательностью. Одна из главных задач трактата — установление истинного значения термина «дхарма» как «элемента бытия», психофизического компонента, составляющего человеческую личность. Элемент бытия (дхарма) определяется Васубандху как «несущий (держащий) собственный признак». Дхарма материальна и нематериальна. Как правило, дхарма существует лишь в настоящий момент, хотя возникновение ее из небытия и исчезновение в небытии также предполагают какую-то форму ее жизни. Существует бесконечное множество дхарм, беспрестанное возникновение которых на один миг и составляет материальный и нематериальный мир человеческого бытия и личности. Дхармы делятся на «омраченные» и «неомраченные»; это дало возможность буддийским мыслителям разработать обстоятельную методику и технику освобождения человеком самого себя от «омраченных» элементов и приобретения благоприятных условий на пути достижения нирваны. Буддийское понимание кармы:

  • волевые усилия и целенаправленные действия, сопровождающие волевые усилия;
  • воля Вселенной, всеобщая сила, которая поддерживает текущую жизнь и моделирует ее формы в различных мирах, жизненное усилие.

На первом пункте настаивали сторонники хинаяны («малая колесница», или «узкий путь спасения» — только путь монаха), на втором — последователи махаяны («большая колесница», или «широкий путь спасения», когда святой или просветленный может лично спастись сам, но он останется в океане слез, море страданий, чтобы спасти других). В обыденном понимании карма поясняется такими примерами. «В неурожайный год отец сказал про мешок с пеплом, что он — с мукой. Два его сына очень верили в существование муки и жили благодаря этому долгое время. Однажды, открыв мешок, они увидели пепел и, оставшись без надежды, умерли». Васубандху приводит и другой пример: «Из океана на сушу выходят большие черепахи, кладут в песок яйца, покрывают их песком и снова уходят в океан. При этом у матерей, которые думают о яйцах и не забывают их, яйца не гниют. А у тех, которые забывают, гниют». В этих примерах карма — это сила, выполняющая роль духовной пищи, поддерживающая жизненную силу.

Решающее воздействие кармы происходит после физической смерти человека. Именно в момент смерти-рождения сила кармы должна проявить всю свою мощь. В соответствии с накопленными добродетелями и пороками реальной жизни эта сила в одно мгновение должна перетряхнуть все составляющие личность дхармы. Но это еще не всё. Эта сила должна распределить заслуги не только на предстоящее существование и определить интенсивность их воздействия и форму реализации, но и для последующей жизни. В этот же момент определяется окончание срока деятельности одних деяний и продлевается действие других; карма должна к тому же определить место рождения, родителей, страну, расу, облик, характер, состояние сознания и т. д. В индивидуальном плане концепция кармы призвана обеспечить нравственную ответственность за свои поступки, слова и мысли. Она «является чем-то роковым в том смысле, что человек не может изменить последствий своих поступков». С другой стороны, Б. (особенно по сравнению с брахманизмом!) несколько ограничивает действия кармы и предоставляет человеку определенную свободу для сознательного выбора своих действий.

Другими словами, действия и поступки, вероятно, предопределены кармой, но у человека остается возможность совершить их при той или иной степени благости или греховности мысли, т. е. можно говорить о существовании определенной области для проявления некоторой свободы воли. Наиболее общим условием ее осуществления будет направление усилия сознания в сторону благоприятного, неблагоприятного или нейтрального. Такой подход позволяет провести теорию о действии в плоскость практической деятельности человека (в идеальной, речевой, материальной сферах). Перенесение моральной ответственности с Бога на самого человека было важным моментом в развитии учения о человеке в индийской философии. Человек в Б. стал творцом собственной судьбы и самого себя.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.