Зарегистрироваться

Эмпиризм

Категории Эпистемология | Под редакцией сообщества: Философия

Эмпиризм (от лат. empeiria — опыт) — гносеологическая и методологическая установка, полагающая чувственный опыт в качестве основного источника и содержания знания. Э. также предполагает практическое использование результатов научного исследования; центральная категория Э. — опыт, содержание которой подразумевает не только знание, но и умение, процесс применения знаний, «испытание природы» и ее преобразование. Понятие опыта включает также соотнесение и оценку полученных знаний с индивидуальной установкой человека; Локк применял понятие «опыт» не только к данным, полученным извне, но и к внутренней жизни человека. Э. тесно связан с сенсуализмом, совпадая с ним в пониимании источника знания и его сущности.

Э. может принимать различные формы. Э. сочетается как с материалистическими принципами (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк), так и с идеалистическими (Дж. Беркли, Д. Юм). Как целостная концепция Э. возникает в Европе в XVII—XVIII вв. В это время Э. наряду с противоположным направлением — рационализмом был в центре философских дискуссий.

Э. является предпосылкой позиции, согласно которой магистральный путь развития науки — ориентация на эмпирическое знание. Основные методы научного исследования, с точки зрения Э., — наблюдение, описание, эксперимент. Основная логическая операция, используемая Э., — индуктивное обобщение. В методологии позитивизма данные опыта, зафиксированные в знаковой форме (протокольные предложения), составляют базис научного познания. В исследовательской программе постпозитивизма Э. отказано в статусе универсальной методологической установки, опыт изначально «нагружен» теорией. Особые трудности Э. испытывает при обращении к оценке гуманитарного знания, в котором подвергается корректировке само понятие «опыт», не всегда возможно использование эмпирических методов исследования, сведение теоретических положений к эмпирическому базису.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.