Зарегистрироваться

Славянофилы

Категории История философии · Философия культуры | Под редакцией сообщества: Философия

Славянофилы - философско-религиозное   направление русской мысли 40—80-х гг. XIX в., представители которого отстаивали необходимость самобытного социально-культурного и духовного развития России, не исключающего тем не менее использования ряда достижений западной культуры. Философские идеи С. получили обоснование и развитие главным образом в работах И. Киреевского (1806—1856) «О необходимости и возможности новых начал для философии», «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России»; А. Хомякова (1804—1860) «Записки о всемирной истории», «По поводу Гумбольдта», «Письма о современной философии»; в литературно-критических статьях И. Аксакова (1823-1886) и К. Аксакова (1817-1860).

В концепции С. подчеркивалось значение старорусского «мира» с общенародной собственностью земли, веры и обычаев; общего начала устройства жизни. Разрушительная роль рационализма, идущего с Запада, заключалась в раздроблении жизни, превращении некогда цельной реальности в совокупность изолированных фрагментов, соединенных тончайшей сетью абстрактных отношений.

Принципу «внешней правды» государства, гражданского права, социальной этики и эстетики С. противопоставляли концепцию «органичной» общности, православной « соборности» с ее началом любви. «Соборный разум» у Хомякова не есть культ коллективной безличности. Это «всецелый», цельный разум как совокупность индивидуальных мышлений, который только и может достичь знания «разумной цельности сущего... понимания истинной и живой действительности». Индивиду с его «точкой зрения» доступны лишь «полуправды», которые оборачиваются неправдой. Только «соборный разум» является органом познания «всецелой», а не частичной истины.

Уладить проблему взаимоотношений человека и общества, общества и истории — означает прежде всего отказаться от индивидуальной рефлексии, от рационального пути самоопределения, слиться с общностью, с истинно христианскими ценностями, сохранившимися в крестьянской общине. Чтобы история обрела свое подлинное «человеческое» лицо, необходимо возвращение обособленного «просвещенного класса» в народ. В результате усилий русского родового дворянства, укорененного в « почве», нация преобразуется в монолитность народа, чья индивидуальность определяется православной верой, самобытностью жизни и одухотворена просвещенной мыслью. Так не без помощи С. появляется понятие народности культуры, литературы и искусства, эксплуатировавшееся с различных идеологических позиций почти до конца XX в.

Содержанием славянофильской консервативно-романтической утопии являлось отстаивание надиндивидуальности патриархального сознания, исключающей появление «лишних» людей, атомизацию общества, отчуждение, рациональную рефлексию. Человеку возвращались переживания покоя, внутренней уверенности, гармонии, вытекающие из неколебимости христианской веры и народных традиций, ставших органической частью внутреннего мира. Занимаясь проблемой русской национальной духовности, представители С. не перечеркивают полностью современную им западную философию, напротив, они как прилежные ученики штудируют работы Канта, Гегеля, Шеллинга, заимствуют их терминологию, следуют их логике. Однако философия С. — это своеобразный «ответ—вызов» немцам и в их лице — всему Западу.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.