Зарегистрироваться

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации

Категории Прокуратура Российской Федерации | Под редакцией сообщества: Юриспруденция

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации (далее - Следственный комитет) является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, который также как и Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Следственный комитет состоит из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а также следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Соответствующие Положение о Следственном комитете утверждено Президентом Российской Федерации[1].

Обоснованность создания, а по сути – выделения из прокуратуры Следственного комитета вызывает много споров в юридической литературе[2].

Традиционно частью советской, а затем российской прокуратуры, являлись следственные подразделения. К подследственности следователей прокуратуры уголовно-процессуальный закон относил расследование наиболее тяжких преступлений (убийство, изнасилование, похищение человека) либо сложных в расследовании уголовных дел (например, преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, судьями, депутатами и т.п.), где особенно необходима беспристрастность и независимость от ведомственного влияния. Надзор за расследованием эффективно осуществляли прокуроры, которые в большинстве случаев являлись одновременно и процессуальными, и служебными руководителями следователей.

Основной идеей создания Следственного комитета (действует с 07 сентября 2007 г.) являлось выделение в самостоятельное ведомство следственных подразделений прокуратуры с целью повышения уровня независимости следователя и его самостоятельности в принятии процессуальных решений.

В результате проведенной реформы органов прокуратуры произошло отделение деятельности по осуществлению надзора за исполнением законов, в том числе в сфере уголовного судопроизводства, от деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей прокуратуры (реализация концепции «разделения процессуальных функций»). В результате из прокуратуры выделен организационно независимый следственный орган, руководитель которого несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Следственный комитет задач, которыми согласно Положению о Следственном комитете являются:

1) разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

5) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;

6) обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Несмотря на ряд положительных моментов проведенной в Российской Федерации в 2007 году реформы организации предварительного расследования, целесообразность создания Следственного комитета подлежит проверке временем.

Ссылки

  1. Указ Президента РФ от 01.08.2007 № 1004 (ред. от 04.01.2009) «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ, 2007, № 32, ст. 4122  ↑ 1
  2. См., напр.: Соловьев А.Б. Проблема обеспечения законности при производстве предварительного следствия в связи с изменением процессуального статуса прокурора // Уголовное судопроизводство, 2007, № 3; Горюнов В. Следственный комитет: ведомство или часть ведомства? // Законность, 2008, №2; Бажанов С. Правовое положение прокурора в уголовном процессе // Законность, 2008, № 7; Соколов А.Ф. Проблемы организации предварительного следствия в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ // Законы России: опыт, анализ, практика, 2008, № 11 и др.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.