Зарегистрироваться

Визуальные этнографические материалы

Категории Этнография | Под редакцией сообщества: История

Визуальные этнографические материалы – форма сбора, хранения и презентации данные полевых исследований в культурной ( социальной) антропологии, этнографии и этнологии. Изучаются визуальной антропологией.

Визуальная антропология является составной частью антропологии культуры, включающей в себя антропологию слова, визуальную антропологию и антропологию аудиальную (аудиовизуальную), связанную также со звуковым окружением человека и звучащим социумом. Подобное разделение антропологии на визуальную и аудиальную весьма условно, небесспорно и отражает исследовательские предпочтения – одни относят к визуальной антропологии исключительно этнографическое кино, другие расширяют поле до всевозможных визуальных репрезентаций (фотографий, кинофильмов, плакатов, различных видов рекламы, текстов в общественных местах и на улице и пр.), которые дают о себе знать в науке и массовой коммуникации, мире медиа и политики, мире искусства.

Формирование визуальной антропологии

Во всех этих случаях наблюдается тесное взаимодействие и взаимопереплетение в рамках современной культуры вербальных, визуальных и аудиальных практик, в реальности не существующих автономно друг от друга. Особенность визуальной антропологии заключается в том, что эта область познания является синтезом науки, документалистики и искусства. Визуальная антропология не образует точную предметную область, она выступает обобщённым названием совокупности стратегий исследования визуальных систем и их использования различными социальными группами.

Визуальная антропология представляет тексты традиционной культуры в единстве слова, его звучания и сопровождающего его действия (ритуального, обыденного, театрального). Многие образы и понятия, репрезентирующие культуру, а через неё и действительность, изначально сформировались в контексте словесном как словесные же тексты. И лишь затем изначально словесные тексты «обрастали» визуальными значениями и коннотациями, соответствующими знаковыми формами. Реальности современного мира оказываются опосредованными, причём неоднократно, разнообразными информационными подходами и технологиями, речевыми практиками.

С начала XX в. наступало время визуальной антропологии, с его критериями непосредственной «очевидности», а значит, «фактографичности», «документальности». «Видимость» всё более и более «одерживала верх» над «сказанностью» или «услышанностью»; «кажимость» (при всех негативных обертонах этого слова) – над «прочитанностью».

Визуальная антропология – историческое дитя эпохи модерна и постмодерна. У неё есть своя интересная предыстория, в свете которой по-новому раскрываются значение и смысл.

Прежде всего, следует отметить, что развитию аудиовизуальной антропологии, исторически связанной с развитием фоно- и видеозаписи, с историей кино, радио и телевидения, развивавшейся лишь с конца XIX – начала XX в., предшествовало становление и развитие вербальной антропологии, то есть определённых течений в словесности. Для многих развитых культур мира, особенно для русской культуры, было свойственно явление, получившее название «литературоцентризма». Литературоцентризм – упорное тяготение культуры в целом к литературно-словесным формам саморепрезентации.

С наступлением эпохи постмодерна, с развитием современной глобализации и массовой культуры литература уходит с первого плана культурных процессов и постепенно вытесняется медиакультурой – в различных её ипостасях. Вместе с тем аудио- и визуальная антропология органично включаются в медиакультуру, становясь частью медиатехнологий. Вошедшие в массовый обиход фотография, а затем и документальное кино дополнительно обострили интерес к визуальности; при этом слово вытеснялось на титры и подписи. Аудиовизуальная культура всё активнее воздействует на различные стороны культурной современности.

Задачи визуальной антропологии

Исследователи выделяют широкий круг задач визуальной антропологии. Историческая память, запечатлённая в произведениях, даёт социальной общности осознание ценности её прошлого и предопределяет отношение к будущему. И визуальная антропология влияет на сохранение и развитие традиций на научной основе, формируя историческое сознание всех членов общества.

В связи с этим выделяют личностный аспект социального значения визуальной антропологии. Каждый человек, являясь членом определённого общества, должен воспринимать своё прошлое как нечто естественное и необходимое для его индивидуального бытия. Но мы никогда не смотрим на мир прямо, а всегда лишь через других, обнаруживая и преодолевая таким образом границы, пределы собственного восприятия. Ценности, созданные в русле визуальной антропологии, должны придти к каждому человеку. И в то же время практически любой человек может стать объектом визуальной антропологии, поскольку он является носителем не только индивидуальной, но и локальной социальной культуры. Таким образом главная функция визуальной антропологии видится специалистам в защите представлений о ценности любой человеческой жизни.

Особое значение в визуальной антропологии придаётся фиксации и сохранению культурно-исторического наследия. Отображение неповторимого уклада жизни людей, в первую очередь малоизвестных и исчезающих культур, их мировоззренческих представлений, закреплённых в социальном бытии – следующая социальная функция визуальной антропологии.

Существенно назначение визуальной антропологии в формировании среды межкультурного общения, воспитании толерантности. Визуальная антропология путём просвещения способна дать образ разных культур, научить видеть различные этносоциальные общности. Вместе с тем, виртуализация и медиализация антропологического знания оказались способными превратить визуальную антропологию в моделирование симулякров. Любая документальная съёмка в принципе может быть фальсифицирована, любое событие – смоделировано «в цифре» неотличимо от «прямого эфира». В этих условиях аудиовизуальная антропология – вольно или невольно – становится не только орудием современной науки, исследовательским инструментом в изучении актуальной культуры, в том числе и живой традиционной культуры, но и средством идеологической манипуляции зрителем и слушателем, инструментом «пиартехнологий», направленных не столько на познавательные, сколько на политические или маркетинговые цели. Даже материал традиционной культуры может стать материалом для манипуляций массовым сознанием – например, в националистических или экстремистских целях.

В связи с этим важнейшей задачей визуальной антропологии является выработка максимально корректных методов фиксации и интерпретации. Ещё Робертом Флаэрти в 1920-х гг. были заложены принципы ответственного отношения к представителям сообществ, попадающих в поле зрения камеры. Основные проблемы, связанные с этикой визуальных исследований, это – проблема правдивости изображений, проблема личного пространства в обществе, понятие вреда по отношению к исследуемым субъектам, проблемы, связанные с развитием Интернета и передачи изображений.

Область современной визуальной антропологии расширяется – сегодня это, с одной стороны, интерпретация визуальных артефактов как культурных феноменов, анализ контекстов их производства и использования, а с другой стороны – изучение социальной жизни с применением визуальных методов.

Традиции визуальной антропологии

В визуальной антропологии сложилась давняя традиция изучения фотографии, в которой ключевым моментом становится выбор соответствующего контекста. Это может быть феноменология восприятия в контексте культурной критики, философской антропологии, философии искусства и др. Когда контекстом выступают социология и социальная антропология, то фотография выступает, прежде всего, в роли коммуникативного средства, в роли медиа. И в качестве тем обсуждения выступают не столько соотношение фотографии и искусства, проблема автора и зрителей, проблема фотографии и реальности, сколько проблема использования в социальной реальности фотографических изображений, их потребление. В фотографии изучают не только контекст, но и вторую перспективу анализа – контент. Речь идёт о содержании визуальной репрезентации.

Киноискусство всё чаще входит в сферу профессиональных интересов социологов, философов, этнологов. Речь идёт о художественных репрезентациях. Гораздо реже исследуется кино документальное. И именно особое направление документалистики – визуально-антропологическое – стало точкой расхождения исследователей во взглядах на понимание визуальной антропологии в целом. Ряд ведущих исследователей называют визуальной антропологией собственно этнографическое кино, отталкиваясь от такого определения, данного в 1920-х гг. М. Мид.

В западной гуманитарной традиции историю этнографического кино по предложению Жана Руша начинают с 4 апреля 1901 г., когда Болдуин Спенсер снял материал о танце Кангару и ритуале вождя у австралийских аборигенов. Рождением этнографического кино называют 11 июня 1922 г., когда в Нью-Йоркском театре был показан фильм Р. Флаэрти «Нанук с севера». Тесное же взаимодействие этнографии и кино относят к 1960-м гг., когда в университетах США (Р. Гарднер, Дж. Маршалл), Франции (Ж. Руш), Австралии (Я. Данлоп, Р. Сандалл), Великобритании создавались специальные центры этнографического кино.

Начало визуальной антропологии как дисциплины в России условно относят к 1987 г., когда в Союзе кинематографистов В.В. Иванов и Лэнарт Мери рассказали о популярном на Западе виде документальной съёмки и объявили об открытии летом того же года первого на территории СССР фестиваля визуальной антропологии в г. Пярну в Эстонии. За это время произошла институализация визуальной антропологии. Регулярно проводятся фестивали визуальной антропологии Центром визуальной антропологии МГУ (возглавляет Е.В. Александров), Этнографическим бюро во главе с А. Головнёвым (Екатеринбург). Активно работает Лаборатория аудиовизуальной антропологии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

Однако и до 1987 г. существовала практика визуальной антропологии, которая не претендовала на дисциплинарную самостоятельность, являясь лишь одним из методов фиксации, средством выражения тех или иных идей, иллюстративным средством. Самым крупным проектом, хотя и не доведённым до конца, было создание киноатласа народов СССР со второй половины 1920-х гг. до начала 1940-х гг. Причём интерес режиссёров выходил за границы СССР. К началу 1930-х гг. относится этнографический фильм о Йемене, блистательно снятый Шнайдеровым.

Но и эта идея не была новой: в 1898 г. Болеслав Мотушевский, придворный оператор, фотограф Николая II, высказал идею создания фильмов о различных народах, населяющих не только Россию, но и другие страны мира. В это же время С.Н. Прокудин- Горский объехал Российскую империю с фотокамерой в руках.

Поэтому 1987 г. стал началом становления визуальной антропологии как самостоятельной дисциплины, её институализации – создания центров, фестивалей, текстов, поиска предмета, включения в мировой опыт.

Рекомендуемая литература

Александров Е.В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М., 2003.

Антропологический форум. – 2007. - №7. – (Темы выпуска: «Визуальная антропология»).

Аудиовизуальная антропология. Истории с продолжением. М.: Институт Наследия, 2008.

Аудиовизуальная антропология: теория и практика. Международная научно-практическая конференция (в рамках 4-го Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник»). Москва, 7-8 октября 2008 г.: Сборник статей. М.: Изд. МГУ ТЕИС, 2008.

Визуальная антропология: городские карты памяти / Под ред. П. романова, Е. Ярской-Смирновой ( Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.

Визуальная антропология: настройки оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.

Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч.ст. / Под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой, П.В.Романова, В.Л.Круткина. Саратов: Научная книга, 2007.

Магидов В.М. Кинофотодокументы в контексте исторического знания. М., 2005.

Третий московский международный фестиваль и конференция визуальной антропологии «Камера-посредник» (Москва, 8-13 октября 2006 г.). Сборник статей. М.: Изд. МГУ ТЕИС, 2006.

Хайдер К. Этнографическое кино. М., 2000.

Chiozzi Paolo. Didattica della visualità. Roma: Bonanno editore, 2009.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.