Зарегистрироваться

Этноэтикет

Категории Этнография | Под редакцией сообщества: История

Этноэтикет - понятие  по расхожим представлениям, отраженным в справочниках, означает «совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)»[1].

Наиболее существенное в этикете (особенно в традиционном народном этикете, т.е. этноэтикете) – это то, что он представляет собой « язык» общения, понятийный аппарат, грамматика и синтаксис которого позволяет партнерам по общению в различных жизненных ситуациях занять ролевые позиции, соответствующие их полу, возрасту, социальному статусу.

Особенности этикета

Особенности этикета в соотношении с отмеченными признаками ритуала представляют иную реальность. Нормы и ценности культуры служат для него «материалом». Он их утверждает и подтверждает «используя» как «реперные точки» в процессе общения людей между собой. Каждая этикетная ситуация – это всегда диалог, обмен «посланиями», выраженными словесно, жестами, позами, мимикой и др. средствами. Заинтересованными субъектами в этикетной ситуации всегда выступают конкретные люди, а не общество в целом, нарушение этикетных правил – это обстоятельство, подвергающее опасности возмездия нарушителя, а не общество в целом, как это  трактуется применительно к ритуалу. Этикетная ситуация – это почти всегда момент творчества, в котором «правила игры» налагаются на конкретные жизненные обстоятельства, индивидуальные воли, характеры, интересы.

Соотношение этикета и ритуала

Каждый институт выполняет свою функцию. Но бывает, что логика ритуала как бы полностью отвергает этикет. Особенно это ярко выступает в т.н. « обрядах перехода», «обрядах размножения» и в карнавальных ситуациях, правда, по разным причинам. К примеру, обряд коронации верховного вождя ндембу, проанализированный В. Тэрнером, сопровождается нарочитым поношением претендента на престол со стороны представителей социальных низов, хотя в обыденной жизни отношения между этими социальными категориями жестко определяются этикетными нормами, нарушение которых в прошлом каралось смертью[2].

Соотношение этикета и морали

Мораль и этикет объединяет тот факт, что они являются системами культурных норм, причем, в основной своей массе одних и тех же. Специфику этих двух феноменов можно было бы раскрыть, представив этикет как специфическое, чисто поведенческое, поверхностное проявление этоса и этики в сфере  нормативного регулирования общения людей.Однако этикет не вполне может считаться простым поведенческим выражением этических принципов.

Подходы к изучению традиционного этикета

Существенным для изучения традиционного этикета являются подходы, ориентированные на выявление и фиксацию т.н. паралингвистических феноменов – интонации и громкости речи, междометий, смеха, плача и других явлений, имеющих смысл, как правило, лишь в контексте речи. Важным также является и то, что изучает особая субдисциплина кинесика – жесты, движения, мимика, позы и т.п., изучение семантики пространства, знаковой нагрузки предметов, используемых партнерами в общении.

 

Дифференцация поведенческих моделей у традиционных народов

У традиционных народов в этиуете важна половая дифференциация (этикетное поведение всегда выражает доминирующее положение мужчины). Это резко контрастируют с европеизированными нормами элиты, в которых явственно присутствует отзвук рыцарского служения « прекрасной даме».

Дифференциация этикетных поведенческих моделей, связанных с возрастной градацией, - не менее характерная черта традиционных обществ. В любом традиционном обществе существуют специальные этикетные средства выражения почтения к старшему по возрасту или генеалогическому поколению.

Весьма распространенной и даже в чем-то загадочной для неспециалистов чертой традиционного народного этикета является обычай избегания. Обычай избегания на Северном Кавказе - это особый поведенческий механизм, призванный подчеркивать существенные барьеры, отделяющие важные социальные группировки и ранги. Во всех без исключения вариантах обычая избегания (муж - жена; родители - дети; зять - теща; невестка - свекор) он является этикетным выражением границы между семьями, патронимиями, родами, тэйпами, поколениями, т.е. социальными группировками, играющими роль первостепенной важности в жизни многих народов.

Обряд одаривания

Еще одной примечательной чертой, общей для традиционного этикета всех народов России, является обязательность в ряде ситуаций одаривания и такая же обязательность эквивалентного отдаривания. Впрочем, даром может считаться в культуре общения не только ценный или символический предмет, но и пир, торжество, праздник (Ю.И. Семенов разработал детальную типологию подобных явлений, которые он назвал «дароторжеством», «дароугощением», «дачеугощением» и т.п.)[3], услуга или помощь, благопожелание, благословение и даже исполнение песни.

Соотношение традиционного этикета с народами (этносами) России

Особую проблему составляет соотношение систем традиционного этикета с народами (этносами) России. Очень соблазнительно присоединить к древней связке понятий «этос – этика - этикет» еще один элемент, возможно даже родственный им, – « этнос». Но фактический материал по этнографии народов России не позволяет сделать это легко. Хорошо известно, что в рамках традиционной культуры одного народа, как правило, существует немало локальных комплексов этикетных норм. Некоторые же отдельно взятые модели этикетного поведения характерны для многих народов. Очевидно, что традиционная народная (простонародная) культура Российской империи в значительной степени сохранила то, что в науке именуется иногда культурно-языковой непрерывностью. В данном случае эта категория означает, что поведенческие нормы, характерные для какой-либо локальной общности, всегда в незначительной степени отличаются от соседних, более отдаленные имеют большие отличия. Этническая граница в условиях России почти нигде не являлась препятствием для культурного общения и межкультурного обмена и поэтому стиль поведения соседствующих групп разных этносов порой был общим.

Современное изучение этноэтикета

Сейчас к изучению этнических особенностей этикета обращается все больше исследователей, развитие этой темы нуждается в первую очередь, не столько в формировании подходов, ориентированных на поиск специфических для каждого этноса норм этикета (это может привести, да и приводит подчас, к «научным» открытиям вроде тезиса о гостеприимстве, как отличительной этнической особенности чеченцев, осетин, казахов и т.д.), сколько  формировании научной картины ( карты) общероссийского пространства нормативной культуры поведения и общения. Такая картина позволит более адекватно отразить диалектику общего (общечеловеческого, общерегионального и т.п.) и особенного (этнического, локального, сословного).

Эта задача тем более актуальна, что этикет как средство общения по природе своей ориентирован на всех, с кем приходится общаться, независимо от этнической принадлежности партнеров. Именно поэтому он всегда международен и в силу этого несет в себе установки на компромисс и толерантность по отношению к «другим». Поэтому системы этикетных норм имеют тенденцию к максимально возможному «расплыванию» в пространстве исторически сложившихся зон общения.

Рекомендуемая литература

Традиционный этикет народов России XIX - начало ХХ вв. Сост., авт. вступит. ст. и комментариев А.А. Никишенков. М., 1999

Проблемы этнографического изучения русского крестьянства (соционормативная культура). Никишенков А.А., Туторский А.В., Перстнева И.П. М., 2010

Ссылки

  1. Словарь по этике. М., 1983.С. 431.  ↑ 1
  2. Тэрнер В. Структура и антиструктура // Символ  и ритуал. М., 1983.  ↑ 1
  3. См.: Семенов Ю.И. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. Части 1-3.  М., 1993.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.