Общественно-педагогическое движение
Общественно-педагогическое движение – термин, появившийся в России в середине XIX в. в связи с распространением в общественном сознании идеи демократизации народного образования и появлением различных форм общественной активности.
В период Великих реформ Россия проходила через переломный момент своей истории, пытаясь встать на путь модернизации. Этот процесс сопровождался бурным ростом общественного сознания, определявшим характер и направленность всех остальных социальных процессов. Под влиянием общественно-политической обстановки, начиная с середины XIX в., сформировалось общественно-педагогическое движение, включавшее педагогов-демократов, деятелей просвещения, позднее – земских деятелей.
Организационные формы
Общественно-педагогическое движение своими корнями уходит в эпоху российского Просвещения, когда наиболее образованные слои общества пытались внести свой вклад в образование народа. В конце XVIII – начале XIX вв. они могли действовать рука об руку с правительством, приверженным принципам политики просвещенного абсолютизма. По мере отхода правящих кругов от этих принципов просвещенное меньшинство начинало вставать в оппозицию к сословности, свойственной правительственной политике начиная с 1820-х гг. С течением времени эта оппозиция становилась более определенной.
Начиная с середины XIX в., особенно на рубеже веков и в начале XX в. общественно-педагогическое движение приобретает свои организационные формы. Это были комитеты грамотности при Вольном экономическом обществе в Петербурге и Московском обществе сельского хозяйства, добровольные просветительские общества. В начале XX в. – съезды деятелей народного образования (всероссийские, региональные; общие и профессиональные), учительские и педагогические общества, объединявшие учителей, владельцев частных учебных заведений, преподавателей высших учебных заведений, представителей администрации учебных округов. Высшей формой таких организаций стали Всероссийский учительский союз (в 1906 г. – нелегальный, с 1913 г. – официально зарегистрированный) и Лига образования (1906 г.), объединившая многие образовательные организации и общества.
Идейное содержание и просветительская работа
Требования педагогической общественности менялись, чутко реагируя на запросы народа, ее практическая работа имела различные формы. В середине XIX в., в ходе промышленного переворота, в связи с обострившейся потребностью в профессионально образованных и просто грамотных рабочих развернулось движение за создание воскресных школ для рабочих. Начиная с 1880-х гг., в связи с усилением влияния церкви на народное образование, педагогическая общественность настойчиво говорила о необходимости светского образования, расширения объема элементарного знания, продления курса начальной школы до 4-5 лет (в противовес сложившемуся на практике 3-хлетнему курсу). Прогрессивная педагогика активно противостояла правительственной политике ранней специализации начального образования: правящие круги пытались использовать элементарную школу для распространения профессиональных знаний. Деятели общественно-педагогического движения, напротив, отстаивали идею расширения общего начального образования, чтобы сделать более сознательным в последующем выбор профессии, получать которую нужно было только в специальных учебных заведениях.
В конце XIX в. в общественном сознании укореняется идея введения всеобщего начального обучения и создания единой школы, связанной во всех своих звеньях преемственностью обучения. Логическим продолжением этих идей стало пожелание педагогической общественности ликвидировать дуализм средней школы (существование классических гимназий и реальных училищ), предоставить ее выпускникам равные возможности при поступлении во все типы высших учебных заведений.
Общественно-педагогическое движение постепенно стало достаточно мощным фактором жизни, с которым правящие круги в ряде случаев вынуждены были считаться. Примером этого стало утверждение Государственной думой в мае 1908 г. законопроекта о необходимости введения всеобщего начального обучения. Министерство народного просвещения на протяжении всех предвоенных лет выделяло существенные суммы на эту цель. Однако Государственный совет не утвердил этот проект в качестве закона, и проблема введения всеобщего начального обучения в Российской империи так и не получил своего разрешения.
Видные отечественные педагоги, деятели просвещения XIX – начала XX в. внесли большой вклад в развитие общественно-педагогической мысли, выработку нового, отличного от казенной, типа школы, разработку новых методов обучения, создание отличных от официальных образцов учебной литературы, изучение истории народного образования. Среди них: В.П. Вахтёров, В.И. Водовозов, Е.А. Звягинцев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Г.А. Фальборк, В.И. Чарнолусский, Н.В. Чехов и др. Их дело продолжили советские педагоги и историки народного образования: Э.Д. Днепров, Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский и др.
Рекомендуемая литература
Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. М., 1912.
Чарнолусский В.И. Итоги общественной мысли в области образования. СПб., 1906.
Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953;
Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. Под ред. А.И. Пискунова. М., 1991.
Выходные данные:
- Просмотров: 2553
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 25.03.2011
- Версий: 5 , текущая: 5
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Кошман Лидия Васильевна
- старший научный сотрудник; доктор исторических наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Водовозов Василий Иванович; Толстой Лев Николаевич; Ушинский Константин Дмитриевич; Чарнолусский Владимир Иванович; Чехов Николай Владимирович;
Категории:Детализирующие понятия:Государственный совет; Демократизация; Модернизация; Политика; Потребность; Промышленный переворот; Школа.
Ссылки сюда
Категории: