Зарегистрироваться

Женское воспитание и образование

Категории История культуры | Под редакцией сообщества: История

Женское воспитание и образование – важный фактор культурного развития общества, приобретающий в России особое значение в эпоху перехода от традиционного общества к индустриальному.

С конца XVIII века образ патриархальной женщины, замкнутой в семье и домашнем укладе, начинает подвергаться большим изменениям, причем фактором социального переустройства становится женское образование. Переход от традиционных форм культуры и семьи к новым формам культурной жизни приводит к тому, что женщина – первая воспитательница нового поколения – начинает играть непривычные роли, требующие получения ею образования, понимаемого и как воспитание, подготовка к жизни в обществе, и как подготовка к профессиональной деятельности. В изучении женской истории принимают участие специалисты разных направлений – психологи, социологи, экономисты, антропологи, гендерные историки и культурологи. Однако истории культуры принадлежит синтезирующая роль, обобщающая данные всех этих наук.

Женское образование в 1 пол. XIX века

Возникшие в конце XVIII – начале XIX века учебные заведения заложили главные принципы системы женского образования. В этот период возникает, с одной стороны, привилегированная, сословная школа, а с другой – профессиональная (для сирот, детей недостаточных сословий). Учебных заведений в это время пока еще крайне мало, но мысль о необходимости просвещения женщины, в первую очередь – дворянки, постепенно проникает в общественное сознание. Однако, если объективные условия, а нередко и общественное мнение диктовали необходимость давать женщине образование, то инерция сознания всячески противилась этому. Поэтому борьба женщин за право на достойное образование, за «право на место в культуре»[1] заняла практически весь XIX век.

К середине XIX в. возникли епархиальные училища, достаточно массовым явлением стали бессословные женские гимназии, прогимназии и училища, благодаря которым в начале ХХ века число женщин, получивших среднее образование, превосходило число мужчин с средним образованием. Лучшие образцы женских учебных заведений соединяли европейский просветительский опыт с русской национальной традицией, где образование было неотделимо от воспитания. В это время на смену мысли о специфике женского образования приходит идея равенства полов, применения единых принципов воспитания для мальчиков и девочек. Эти идеи становятся знаменем демократической педагогики.

Женское образование в 2 пол. XIX века – нач. XX века

В конце XIX века женщинам стало отчасти доступно высшее образование благодаря системе высших женских курсов. Наиболее известными были Бестужевские курсы в Петербурге и курсы Герье в Москве, и по их подобию были созданы высшие женские курсы в крупнейших городах Российской империи. Но сопротивление общества и государства появлению высокообразованных женщин оставалось сильным, и к 1917 г. женщины так и не получили права учиться в университетах.

Русские женщины к началу ХХ в. достигли высокой степени самоорганизации, поскольку им приходилось утверждаться в новых для них сферах и областях жизни. Существовали такие формы самоорганизации, как кружки и общества взаимопомощи, поиска работы, профессиональные объединения, благотворительные, культурные, партийные и т.п. Таким образом, женские организации пронизывали снизу доверху все общество, и вершиной этой объединяющей работы явился созыв Всероссийского женского съезда в 1908 г., собравший тысячи депутаток и имевший целью осознание и утверждение нового положения женщины в обществе. В конце 1912 – начале 1913 г. в Петербурге проходил Всероссийский съезд по женскому образованию, созванный Российской лигой равноправия женщин. На нем обсуждались вопросы начального, среднего и высшего женского образования, а также совместного обучения в высших учебных заведениях. В своей речи на съезде журналистка и общественная деятельница А.В. Тыркова сказала, что «…внутренний рост женского “я” требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать ее хочет новая женщина… В общественном строе, созданном мужчинами, много делалось для ограждения достоинства и интересов другого пола. Поэтому современная женщина часто вынуждена не только брать на себя защиту своих потребностей и прав, но и делать это с той резкостью, которая родится от длительного непризнания этих прав»[2].

Полученное образование позволяло женщинам заниматься профессиональной деятельностью и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Это приводило к изменениям в строе патриархальной семьи. Семья по-прежнему играет большую роль в культуре, но ее функции усложняются. Жизнь женщины становилась более независимой, увеличивалась степень ее свободы, в том числе и физической, что включало новое понимание гигиены и доступность спорта (появились даже первые русские женщины-авиаторы). Женщинам стали доступны многие профессии, от врача и агронома до строителя. Прежде женщины являлись лишь субъектом творческого осмысления, теперь же появились женщины-поэты, скульпторы, художники. При этом их реальное положение усложнилось, требования к ним со стороны семьи и общества увеличились, им приходилось постоянно отвечать на все новые вызовы времени, делать всякий раз новый выбор.

 

Рекомендуемая литература

Лотман Ю.М. Женское образование в XVIII – начале XIX в. // Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

Хорошилова Л.Б. Женское образование и воспитание // Очерки русской культуры XIX века. Т. 3. Культурный потенциал общества. М., 2001.

Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Мир русской женщины: Воспитание. Образование. Судьба. М., 2007.

Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Мир русской женщины: Семья. Профессия. Домашний уклад. XVIII – начало XX в. М., 2008.

 

Ссылки

  1. Лотман Ю.М. Женское образование в XVIII – начале XIX в. // Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 75.  ↑ 1
  2. Тыркова А.В. Изменение женской психологии за последние сто лет // Труды Всероссийского съезда по образованию женщин. Т. 1. СПб., 1914. С. 2.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.