Зарегистрироваться

Система трех «веков»

Категории Археология | Под редакцией сообщества: История

«Система трех «веков» - принцип деления исторического процесса на макроэпохи по названиям преобладающих cырьевых материалов.

«Система трех «веков» имеет долгую предысторию и уходит корнями в древнейшие мифологические представления, прежде всего в древнегреческие, где эволюция эпох изначально основывалась преимущественно на философско-этических критериях. Важнее было моральное качество той или иной эпохи, которое соответствовало степени ценности и редкости сырьевого материала, господствовавшего, по мнению древних, в определенный исторический период. Истоком этих представлений, очевидно, явилась древняя общечеловеческая идея "золотого века" - века абсолютной гармонии, начальной точки в человеческой истории. Нравственное достоинство последующих эпох убывало по мере снижения качества символизирующих их металлов.

Концепция эволюции человечества

Впервые такая продуманная концепция эволюции человечества, основанная на  философско-этических соображениях, но учитывающая и производственно-технологические показатели, была сформулирована в конце VIII – начале VII в. до н.э. знаменитым греческим поэтом Гесиодом в поэме "Труды и дни".

Изначальная, безмятежная эпоха, во время которой на земле жило идеальное «поколенье людей золотое», сменилась, по Гесиоду, более ущербной эпохой «поколенья другого, уж много похуже, из серебра», вслед за чем появилось поколение медных людей, у которых «были из меди доспехи», «из меди жилища»; эти люди «медью работы свершали: никто о железе не ведал». Затем наступил век героев и, наконец, наиболее уязвимый в нравственном отношении железный век, современником которого именует себя Гесиод («Труды и дни», стрк. 109-201, пер. В.В. Вересаева).

 

Схема Публия Овидия Назона

Эту традицию продолжил в самом начале I в. н.э. великий римский поэт Публий Овидий Назон в "Метаморфозах".

Его схема такова: золотой – серебряный – медный - железный века, последовательная смена которых ведет к моральной деградации людей,  после чего наступает всемирный потоп, уничтожающий человечество, возрождаемое впоследствии Девкалионом и Пиррой.

В данном случае важно, что и у Гесиода, и у Овидия - при всей мифологичности их концепций - содержится исторически верное наблюдение о смене медного века железным.

Напротив, в исторической концепции знаменитого римского поэта Тита Лукреция Кара решающими стали не моральные, а культурно-технологические показатели. В первой половине I в. до н.э. в поэме "О природе вещей" им была предложена близкая к реальности схема человеческой истории: каменный - медный - железный века.

Именно традиция, основанная Лукрецием, нашла логическое завершение в вышеупомянутых работах Томсена, равно как и его ученика Й.Я. Ворсо.

 

 

Рекомендуемая литература

Археология: Учебник 2006. В.Л. Янин (ред.). М.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.