Зарегистрироваться

Комплексные археографические экспедиции

Категории Специальные исторические дисциплины | Под редакцией сообщества: История

Комплексные археографические экспедиции как метод фиксации и изучения  традиционной народной культуры, базирующейся на книжном знании и древней кириллической книжности, были признаны наилучшей формой полевой работы в старообрядческих регионах, где прослеживается высокая степень древних традиций.

Становление и развитие методики проведения комплексных археографических экспедиций

Понимание необходимости комплексных работ также было традиционным для гуманитарной университетской науки. Под влиянием успехов П.М.Строева, Я.И.Бердников, К.Ф.Калайдович, Н.В.Калачев, университетские профессора разработали и частично осуществили программы сбора и изучения народной поэзии, литературы, памятников художественного творчества (П.В.Киреевский, Ф.И. Буслаев). 

Наиболее активный продолжатель дела П.М.Строева, инициатор проведения Археографических съездов Н.В.Калачев в 1864 г. опубликовал «Программу для собирания народных юридических обычаев».

Таким образом была создана теоретическая и отчасти практическая база для проведения полевых комплексных работ. Так, в энциклопедии « Отечественная история» П.В.Киреевский назван «фольклористом и археографом».

К осуществлению этих задач университетская наука смогла приступить только к началу XX в., имея уже значительный опыт собственно археографических полевых работ. Первые комплексные работы начались в 1971-1972 гг. в старообрядческих ветковско-стародубовских слободах, когда в экспедиции, кроме археографов и историков, приняли участие известный лингвист О.А.Князевская и историк древнерусского искусства Э.К.Гусева. Позднее здесь работали исследователь церковного пения М.В.Богомолова (совместно с археографом Н.А.Кобяк опубликовавшая описание певческих рукописей, собранных в регионе) и Л.А.Игошев. Собранные в регионе иконы поступили в ГТГ, а рукописи и книги стали основой, как затем было доказано, Ветковского репрезентативного уникального книжного собрания НБ МГУ. В 1976 г. на Первой Всероссийской конференции по полевой археографии, на которой И.В. Поздеева подвела итоги комплексных работ МГУ имени Ломоносова, были приняты дефиниции, предложенные С.О. Шмидтом. Археографические работы - это поиски, собирание и изучение книги в среде ее бытования, а комплексные - выявление, собирание книг и изучение среды их бытования.

Полный комплекс полевых работ университетских археографов удалось осуществить в регионе, открытом ими в 1972 г. при сплошной разведке Пермской области. Позднее этот регион, центр которого находится у истоков р. Камы, вернул себе свой древний топоним – Верхокамье, обнаруженный в памятниках 30-х гг. XVIII в. Именно во время ежегодных полевых работ в Верхокамье были отработаны состав, методика и правила фиксации результатов полевых исследований. В работах в разные годы, но по единой методике, принимали участие археографы, филологи МГУ (руков. Е.М.Сморгунова), фольклористы (рук. С.Е. Никитин), музыковеды (М.В. Чернышева), социолог К.Г.Мяло. С 1984 г., когда к работам присоединились этнографы Пермского университета (Г.Н.Чагин), ПОКМ (С.А.Димухаметова), комплексные работы уже охватили и духовную, и материальную сторону древней крестьянской культуры. Поскольку эта культура существовала на базе личного крестьянского хозяйства, сохраненного и в советское время в качестве «приусадебного», под руководством с.н.с. В.П.Пушкова, введшего в научный оборот мало исследованный информативный источник, "похозяйственные книги", были проведены обследования личного традиционного хозяйства верхокамских старообрядцев, призванного удовлетворить потребности т.н. «соборных», которые в силу религиозных запретов не могли покупать в магазине большинство продуктов питания и одежду.

 

Результаты комплексных археографических экспедиций

В результате систематических, проводимых по одной методике несколькими поколениями студентов работ, был сформирован уникальный поливидовой территориальный архив Верхокамья, зафиксировавший традиционную культуру местного старообрядческого крестьянства как систему. Важнейшую роль в архиве имеют фонды: полевой документации работ (сотни дневников полевых отрядов, тетради находок, рабочие картотеки, паспорта и т.д.), фотофонд (1972-2002 – более 2000 единиц), фонд аудиовизуальных записей (1996-2010 гг.; более 300 часов). Памятники материальной жизни верхокамских деревень составляют самую представительную региональную коллекцию ПОКМ (ныне «Пермский краевой музей»). Итоги тридцатилетних комплексных работ в Верхокамье подведены на конференции 2003 г., посвященной 180-летию полевых работ Московского университета. Труды конференции были опубликованы в 7-м выпуске издания Археографической лаборатории «Мир старообрядчества». Все докладчики отметили уникальность результатов комплексных исследований и их значение не только для изучения русской традиционной культуры, но и для истории деревни последней четверти XX в. К.Г.Мяло отметила, что ежегодная фиксация происходящих в Верхокамье событий и реакции на них населения – фактически уникальный источник о русском крестьянстве этих лет.

Поливидовой архив Верхокамья отражает систему, прошлое богатство и затухание, быстрое вымывание древних культурных традиций, кардинальные социально-экономические изменения и последовавшую их новую «ломку». Принципиально новым  в работе экспедиций стало подробное описание в поле всех книжных памятников, поставленных на учет, что вместе с опубликованным Каталогом верхокамских рукописных памятников, переданных в ОРКиР НБ МГУ (более 600 памятников (сейчас их стало 700)) позволило анализировать региональное собрание книжности, состоящее из более 2500 памятников. Анализу верхокамских находок, записей, наблюдений к 2007 г. было посвящено более 130 опубликованных книг и научных статей, они стали заметным вкладом в российскую археографию, науку о книге, исследование традиционной народной  культуры и истории старообрядчества. 

Фиксация изменений на уровне личности, семьи и хозяйств за многие годы в одном регионе восполнят серьезную лакуну в комплексе источников по истории российского крестьянства на рубеже XX и XXI столетий. Продолжением комплексных исследований являются работы 2002-2010 гг. в Уржумском и Малмыжском районах Кировской обл. (руководители В.П. Богданов и Е.В.Градобойнова).

В полевых археографических работах прошли обучение пять поколений студентов, получив таким образом не только профессиональные навыки, но постоянно общаясь с людьми, вынесшими на своих плечах тяготы  коллективизации, последних не менее трагических преобразований, молодые участники экспедиций  значительно полнее понимают реальные судьбы страны и свой долг гражданина и историка.

 

Рекомендуемая литература

Дадыкин А.В. Методические указания по определению и датировке бумаги русских кириллических книг XV-XX вв.

Каменцева Е.И. Вспомогательные исторические дисциплины: Прошлое, настоящее, будущее // Вспомогательные исторические дисциплины: учебно-методический модуль. М., 2004.

Каменцева Е.И. Хронология: Учеб. пособие для студентов вузов

Карпов С.П. Фалеристика.

Клепиков Сократ Александрович. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX вв.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования.

Круглова Т.А. Педагогическая деятельность магистра Московского университета М.С. Гастева (30-е годы XIX в.) // Ломоносовские чтения 2003 г. К 250-летию Московского университета. История Московского университета 1755-2004 гг. Материалы V Научных чтений памяти профессора А.В. Муравьева. М., 2004.

Круглова Т.А. К вопросу о становлении русского книжного письма XV века

Литвина Н.В. Состав, содержание, значение видеонарративных источников о Е.А. Чадовой.

Мельникова Дарья. В стране измерений

Муравьев Анатолий Васильевич. Палеография. Сборник снимков с русского письма XIXVIII вв.

Поздеева И.В. Новые задачи и возможности археографии

Пушков В.П. Массовые источники по истории старообрядческих поселений Пермского региона второй половины XIX-XX вв. как база комплексных исследований

Шмидт С.О. Московский университет 1960-х – 1990-х годов и развитие археографической культуры России.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.