Защита трудовых прав и трудовые споры
Способы защиты прав, свобод и законных интересов субъектов трудового права – это правовые средства, направленные на пресечение, предупреждение нарушений трудового законодательства и восстановление нарушенного права, а также компенсацию иным способом вреда, вызванного его нарушением.
Трудовые споры - неурегулированные разногласия, возникающие между работником и работодателем либо между работниками и работодателями (их представителями) по вопросам применения трудового законодательства, иных актов, соглашений, коллективного договора, условий трудового договора или по установлению и изменению условий труда, заключению, изменению и выполнению коллективного договора, соглашений, о которых заявлено в КТС, суд либо которые инициированы работниками (их представителем) при отклонении их требований (части требований) работодателем или умолчании работодателя.
Трудовое право достаточно подробно регламентирует механизмы защиты трудовых прав, рассмотрения и разрешения трудовых споров, оставляя все эти вопросы в компетенции федерального законодательства, поскольку здесь очень важно не допускать разнообразия правовых конструкций в этих сферах.
Содержание
↑Понятие и способы защиты трудовых прав работников
В соответствии со ст. 45, 46 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Издавая норму права, государство обязано предусмотреть необходимые гарантии, способы и формы защиты прав, свобод и законных интересов, охраняемых принятой нормой. Не случайно в трудовом праве вопросы защиты прав работников и работодателей занимает важное место.
Под способами защиты прав, свобод и законных интересов субъектов трудового права понимаются правовые средства, направленные на пресечение, предупреждение нарушений трудового законодательства и восстановление нарушенного права, а также компенсацию иным способом вреда, вызванного его нарушением.
В соответствии со ст. 352 ТК РФ основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
- самозащита работниками трудовых прав;
- защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
- государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- судебная защита.
↑Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде
Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права осуществляется компетентными органами в целях выявления, пресечения и устранения правонарушений, предупреждения их возникновения.
Для осуществления надзорно-контрольной деятельности создана система государственных органов, наделенных специальными полномочиями по осуществлению того или иного вида надзора (контроля). К ним относятся: органы прокуратуры, органы федеральной инспекции труда; органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; органы местного самоуправления.
Одним из таких органов является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Наряду с федеральной инспекцией труда надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации осуществляет прокуратура Российской Федерации. Она вправе проводить проверки, выявлять нарушения трудового законодательства, принимать меры к устранению правонарушений (меры прокурорского реагирования), осуществляемые в определенных правовых формах.
Наряду с указанными выше органами государственный надзор (например государственный энергетический надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности; за ядерной и радиационной безопасностью) осуществляют также иные федеральные органы исполнительной власти.
↑Защита прав работников профессиональными союзами
Профессиональные союзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по как индивидуального, так и коллективного характера. Защитная функция профсоюзов обусловлена целью их создания.
Следует отметить, что права профсоюзов по осуществлению защиты прав, свобод и законных интересов своих членов одновременно являются их обязанностями. Так, профессиональные союзы в соответствии со ст. 370 ТК РФ имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, а также нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Надо сказать, что в отличие от осуществляемого органами государственной власти надзора органы, осуществляющие контроль (в т.ч. общественный), не имеют полномочий применять санкции. Между тем также как и надзорные органы, они вправе проводить проверки по выявлению нарушений, допускаемых работодателем и требовать их устранения.
Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения вправе создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами в установленном законом порядке. Профсоюзные инспекторы труда, а также уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов для осуществления функции контроля наделены соответствующими правами.
Наряду с контрольной функцией профсоюз осуществляет представительскую функцию, защищая таким образом не только права и свободы работников (членов данного профсоюза), но и их законные интересы. При этом объектом защиты выступают индивидуальные, коллективные и права и законные интересы, а также индивидуальные права и законные интересы, которые носят коллективный характер.
Так, в процессе проведения с работодателем консультаций по вопросу установления (изменения) условий труда, определяемых локальными нормативными актами, профсоюз осуществляет защиту коллективных интересов работников. Проведение забастовки также может преследовать цель защиты коллективных интересов работников. Между тем, вырабатывая мотивированное мнение по вопросу прекращения трудового договора с работником по инициативе работодателя, первичная профсоюзная организация в лице ее выборного органа, осуществляет защиту законного интереса (в ряде случаев субъективного права) работника.
Представительские функции профсоюза, предусмотренные гл. 58 ТК РФ, условно могут быть разделены на две группы. Профсоюзы в лице своих органов осуществляют представление интересов в ходе:
- установления (изменения) условий труда в результате принятия работодателем локальных нормативных актов (внесения в них изменений);
- применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
↑Самозащита работниками своих трудовых прав
Самозащита, как один из способов защиты прав, свобод и законных интересов отличается от всех изложенных выше способов тем, что она осуществляется работником самостоятельно, т.е. в отсутствие уполномоченного на то органа.
К самозащите следует самостоятельно проводимые работником мероприятия предусмотренные ст. 379 ТК РФ. Так, работнику предоставлено право отказаться от выполнения работы, которая либо не предусмотрена трудовым договором, либо непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
К числу способов самозащиты следует отнести также возможность приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы при условии, что эта срок задержки выплаты заработной платы превысил 15 дней.
↑Трудовые споры
↑Понятие трудовых споров и нормативная основа их разрешения
В условиях кардинальных социально-экономических преобразований в Российской Федерации участились случаи нарушения трудовых прав граждан и несоблюдения трудового законодательства, что свидетельствует о необходимости более действенной защиты трудовых прав работников.
Порядок разрешения трудовых споров в Российской Федерации является достаточно прогрессивным. Свидетельством этого является участие профсоюза (иного представительного органа) в интересах работника в урегулировании возникших разногласий с работодателем, рассмотрение спора комиссией по рассмотрению трудовых споров (далее – КТС), формируемой на паритетных началах, а также гарантированная возможность обращения работника в КТС и суд за защитой своего права и др.
Под трудовыми спорами принято понимать неурегулированные разногласия, возникающие между работником и работодателем либо между работниками и работодателями (их представителями) по вопросам применения трудового законодательства, иных актов, соглашений, коллективного договора, условий трудового договора или по установлению и изменению условий труда, заключению, изменению и выполнению коллективного договора, соглашений, о которых заявлено в КТС, суд либо которые инициированы работниками (их представителем) при отклонении их требований (части требований) работодателем или умолчании работодателя.
Трудовые споры разграничиваются на индивидуальные и коллективные споры, прежде всего по субъектному составу и предмету спора.
Субъектами (сторонами) индивидуального трудового спора являются отдельный работник и работодатель. Предметом такого спора является требование работника о восстановлении или признании тех или иных трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать на основании трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов или вытекающих из условий коллективного договора или соглашений, либо трудового договора (в т. ч. об установлении или изменении индивидуальных условий труда).
В коллективных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, работники (их представители), а с другой – работодатель (работодатели), его (их) представители.
Коллективные трудовые споры возникают по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локального нормативного акта.
Индивидуальные споры возникают в большинстве случаев из трудовых правоотношений. Коллективные споры могут возникнуть из правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми правоотношениями.
По характеру трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые. Споры искового характера, возникающие по поводу применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, коллективного договора, соглашений или условий трудового договора, связаны с подачей заявления (предъявлением иска) в юрисдикционный орган (КТС, суд). Это индивидуальные трудовые споры искового характера.
Споры неискового характера возникают по вопросам установления или изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективного договора, соглашений, условий труда, они имеют коллективное значение и, соответственно, являются коллективными трудовыми спорами.
В зависимости от вида трудового спора и его характера определяется способ (порядок) его разрешения, устанавливаемый в законе федерального уровня (прежде всего – в ТК), как того требует Конституция РФ (ч. 4 ст. 37).
Индивидуальные трудовые споры (конфликты права) как споры искового характера подлежат рассмотрению в КТС, формируемой у конкретного работодателя, в т. ч. работодателя, являющегося индивидуальным предпринимателем. Если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации (иным представителем) не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем и обратился в КТС, то возникает индивидуальный трудовой спор, рассматриваемый в порядке, установленном ТК. При несогласии с решением КТС стороны спора вправе обратиться в суд для рассмотрения индивидуального трудового спора.
Определенная категория индивидуальных трудовых споров рассматривается непосредственно в суде, минуя КТС.
↑Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров
Индивидуальный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст.381 ТК).
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров регулируется гл. 60 ТК. В ней определены органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: КТС и суд, установлен порядок рассмотрения этих споров в КТС (ст. 382–389 ТК) и лишь частично – в суде (ст. 391–396 ТК), поскольку судебный порядок основан на нормах ГПК РФ, в котором предусмотрены особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в указанных юрисдикционных органах в соответствии с установленной подведомственностью и подсудностью этих споров.
КТС образуется из равного числа представителей от работодателя и работников, на паритетной основе (например, 5 представителей от работников, соответственно, 5 представителей от работодателя).
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС является достаточно эффективным. К его явным преимуществам относится то, что рассмотрение спора происходит в коллективе, где трудятся работники и обычно знают участников трудового спора и обстоятельства его возникновения. У конкретного работодателя легче установить фактические обстоятельства дела, собрать необходимые документы, иные доказательства.
Для обращения в КТС установлен трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В ТК определен порядок принятия решения КТС, а также содержание указанного решения (ст. 388 ТК).
Принятое КТС решение может быть обжаловано в суд заинтересованным работником или работодателем в течение десятидневного срока со дня вручения им копий решения. В суд может обратиться профсоюз с обжалованием решения КТС, представляя интересы работника.
Решения, принятые КТС, не нуждаются в последующем утверждении и не пересматриваются. При неточности, допущенной в решении КТС, выносится дополнительное решение для разъяснения ранее принятого.
В случае неисполнения решения КТС в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде регулируется гражданским процессуальным законодательством РФ и ТК (ст. 390–397). Рассмотрению индивидуальных трудовых споров в суде свойственны некоторые особенности, в т. ч. связанные с подведомственностью и подсудностью этих споров.
Дела по спорам, возникающим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции. Первой судебной инстанцией, рассматривающей индивидуальные трудовые споры, являются районные суды.
Для обращения в суд с заявлением (иском) по индивидуальным трудовым спорам установлены следующие сроки:
1) по искам об увольнении заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки;
2) по иным трудовым спорам работник обращается к мировому судье в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права;
3) по вопросам обжалования решений КТС, право на которое предоставлено работнику и работодателю, при их обращении в десятидневный срок со дня вручения им копий решения КТС;
4) по искам о взыскании с работника материального ущерба, причиненного работодателю при обращении работодателя в течении одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
Процессуальной особенностью трудовых дел также является участие профсоюзов в защите трудовых прав работников. В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе своих членов, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.
Принципиально то, что работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых отношений, освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 ТК, п. 1 ст. 89 ГПК).
С учетом всех обстоятельств дела и на основе закона суд принимает обоснованное и мотивированное решение, в котором содержится вывод суда об удовлетворении иска или отказе в иске. По денежным требованиям указывается конкретная сумма, подлежащая удовлетворению в пользу работника, либо сумма, взыскиваемая с работника в погашение материального ущерба, нанесенного работодателю. При признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными, они удовлетворяются в полном размере (ст. 395 ТК).
Решение суда по индивидуальному трудовому спору приводится в исполнение, по общему правилу, после вступления его в законную силу (ст. 209 ГПК). Но исполнение решений по некоторым трудовым спорам отличается определенными особенностями. Ст. 211 ГПК в числе решений суда, подлежащих немедленному исполнению, называет следующие:
- восстановление на работе;
- выплата работнику заработной платы в течение трех месяцев.
Во всех случаях, если решения суда по трудовым спорам добровольно не исполняются, при обращении работника осуществляется принудительное исполнение в установленном порядке через службу судебных приставов.
При отмене решения в порядке надзора по трудовому спору обратное взыскание с работника сумм, выплаченных по решению КТС или суда, допускается только, если отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах (ст. 397 ТК).
↑Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров
Конституция РФ признает право не только на индивидуальные, но и на коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ст.37).
Порядок и способы рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора определяется главой 61 ТК.
Нормы трудового законодательства, регулирующие эти проблемы, распространяются на всех работников, работодателей, а также на объединения работников и работодателей и их полномочные органы.
В определенных случаях может устанавливаться иной порядок разрешения коллективных трудовых споров и ограничения в реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Определение коллективного трудового спора, данное в ТК, выделяет два признака коллективного трудового спора: коллективный характер и особый предмет разногласий.
Коллективный характер проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определенным организационным единством (члены профсоюза, работники организации, ее филиала или представительства) и объединенные общими профессиональными (социально-трудовыми) интересами.
В ст.398 ТК дано отличие коллективного трудового спора от индивидуального. Оно определяется тем, что одной из сторон коллективного спора всегда выступает коллектив (группа) работников, имеющих общие интересы в области трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Суд не назван в числе органов, рассматривающих коллективные трудовые споры. К его компетенции относится лишь рассмотрение вопросов о законности проведения забастовок.
ТК максимально ориентирует стороны коллективного трудового спора на его разрешение в рамках примирительных процедур, справедливо считая забастовку крайней мерой разрешения спора. Статья 401 ТК перечисляет все этапы и все варианты примирительных процедур: примирительная комиссия, посредник и (или) трудовой арбитраж. Конкретные процедуры каждого из этапов закреплены в соответствующих статьях ТК.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Только при недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора могут перейти к другим этапам и использовать соответствующие механизмы - пригласить посредника или передать спор на рассмотрение трудового арбитража.
Рассмотрение коллективного трудового спора в примирительной комиссии - это шанс для сторон трудовых отношений (и, соответственно, трудового спора) разрешить спор самостоятельно. Если эта попытка не удается, то стороны переходят к следующим этапам рассмотрения спора.
Стороны не имеют права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Для работодателя в этом случае это означает возможность привлечения к административной ответственности, а для работников и их представителей - признание забастовки недействительной (если до нее дойдет дело).
ТК закрепляет подробную « технологию» рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией.
Если стороны не достигают согласия в примирительной комиссии, то они обязаны продолжить примирительные процедуры, привлекая к рассмотрению спора посредника (на что им дается три рабочих дня) или передав его на рассмотрение трудового арбитража.
Следует иметь в виду, что в некоторых случаях трудовой арбитраж является обязательным органом рассмотрения коллективного трудового спора. Такой вариант предусмотрен, в частности, для случаев, когда одна из сторон (прежде всего - работодатель) уклоняется от участия в создании или работе примирительной комиссии (ст. 406 ТК).
Кроме того, создание трудового арбитража обязательно и его решение имеет для сторон обязательную силу в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.
В целях обеспечения эффективной деятельности всех форм примирительных процедур ТК предусматривает наличие определенных гарантий для непосредственных участников этих процедур - представителей работников и работодателей, трудовых арбитров.
Конституционное право граждан РФ на коллективные трудовые споры может быть реализовано с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
В то же время, в соответствии с федеральным законом могут быть установлены иной порядок разрешения коллективных трудовых споров и ограничения в реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В данном случае российское законодательство отвечает стандартам, закрепленным в международном трудовом праве. Например, Комитет по свободе объединения МОТ справедливо считает, что право на забастовку не может рассматриваться как абсолютное право: оно может не только быть объектом общего запрета в исключительных обстоятельствах, но и регламентироваться положениями, определяющими условия осуществления этого основного права или ограничивающими его осуществление.
Работники или их представители вправе приступить к организации забастовки если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
ТК подробно регламентирует процедурные вопросы организации и проведения забастовки на всех ее стадиях. Отступление от этих правил может послужить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, а также к признанию судом забастовки незаконной.
В ТК, в частности, определен круг вопросов, которые должны найти отражение в решении об объявлении забастовки.
Забастовка не является тупиком в коллективном трудовом споре, и его стороны обязаны продолжить его разрешение, продолжая проводить примирительные процедуры.
Кроме того, проведение забастовки не должно парализовывать деятельность организации, серьезно ущемлять права и интересы граждан. В связи с этим ТК возлагает на работодателя, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязанность по принятию зависящих от них мер по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации и работников, соблюдению других условий, направленных на сохранение жизни и здоровья людей.
Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отраслях экономики определяется Правительством РФ.
Установленные в законодательстве для определенных категорий работников ограничения на проведение забастовок не означают, что у работников этиих организаций нет возможности защитить свои права в рамках возникшего коллективного спора. Они могут применить другие способы его разрешения. Так, помимо участия в примирительных процедурах, они вправе обратиться в Правительство РФ.
Законодательство предусматривает наличие определенных гарантий для работников в связи с проведением забастовки. Кроме того, ТК устанавливает однозначный запрет на локаут (ст. 415). Работники не могут быть уволены на любой стадии коллективного трудового спора, включая стадию забастовки, проводимой с соблюдением требований, установленных в законодательстве.
Если же забастовка признана судом незаконной, а работники продолжают бастовать, то в этом случае к ним могут быть применены меры дисциплинарного воздействия (вплоть до увольнения).
Выходные данные:
- Просмотров: 4634
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 08.02.2011
- Версий: 7 , текущая: 7
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Куренной Александр Михайлович
- профессор; доктор юридических наук
Ссылки отсюда
Категории:
Государство; Гражданское процессуальное право; Исполнительная власть; Конституционное право; Местное самоуправление; Прокуратура; Прокуратура Российской Федерации; Профессиональные союзы; Трудовое право; Экономика;
Детализирующие понятия:Административная ответственность; Деятельность; Занятость; Исполнительная власть; Конфликт; Местное самоуправление; Мировые судьи; Норма права; Обжалование; Правонарушение; Промышленность; Работа; Социально-трудовые отношения; Технология; Труд; Труд; Трудовой договор.
Ссылки сюда
Детализирующие понятия:
Предмет и метод трудового права, его соотношение с другими отраслями права.