Зарегистрироваться

Коммуникация, опосредованная компьютером

Категории Филология | Под редакцией сообщества: Филология

Коммуникация, опосредованная компьютером (электронная, компьютерная, виртуальная, сетевая, Интернет-коммуникация, англ. – computer-mediated communication) – коммуникативное взаимодействие людей с помощью компьютерных устройств и сетей (локальных, Интернет и др.).  Обычно термины, указанные в скобках, употребляются как синонимы, несмотря на то, что области коммуникации, обозначаемые ими, не вполне идентичны. Так, а) к электронной коммуникации относятся помимо компьютеров электронные СМИ, мобильные телефоны, презентационные средства; б) хотя самой распространенной в мире сетью, соединяющей индивидуальные компьютеры, является Интернет, сетевая коммуникация не ограничена ее границами; в) не все документы, создаваемые на компьютерах, предназначены для сетевого функционирования и т.п.

Коммуникация, опосредованная компьютером, изучается филологами во многих аспектах:

1. Взаимодействие языка, сознания и коммуникативных технологий;

2. Особенности так называемого «языка Интернета» (Netspeak, e-language, e-talk);

3. Соотношение компьютерной коммуникации с устной и письменной коммуникацией «эпохи Гутенберга»;

4. Коммуникативное поведение людей в Интернете;

5. Специфика жанров компьютерной коммуникации;

6. Организация и поиск информации в компьютерной среде;

7.  Мультимедийные и гипертекстовые технологии и т.п.

В пространстве компьютерной коммуникации выделяются две большие группы текстов.

1. Конкретные тексты и жанры текстов, существовавшие в докомпьютерную эпоху. Для них компьютерная среда является просто новой формой существования. Например, художественный текст помещается в электронную библиотеку или электронную книгу, а ученые размещают свои статьи на личных страницах.  Словари и энциклопедии, изданные ранее в бумажном виде, перерабатываются для сетевого функционирования, в частности снабжаются внутренними и внешними гиперссылками, а новые электронные словари и энциклопедии носят мультимедийный, а иногда и многоавторский характер.

2. Новые жанры текстов и конкретные тексты,  возникающие в компьютерной среде:  электронная почта, синхронное межличностное общение (чаты и т.п.), асинхронное межличностное общение (гостевые книги и т.п.), виртуальные миры (MOO, MUD и т.п.), Интернет-дневники, блоги и видеологи (vlogs) .

Компьютерная коммуникация вовлекла в активные процессы вербального публичного и межличного общения, фиксируемые письменно и обеспечиваемые быстро развивающимися новыми технологиями, большие массы людей. В то же время Интернет-коммуникация формировалась с самого начала как культура участия, а не культура потребления (в отличие от телевидения). Эти два фактора обусловили высокую степень метаязыковой рефлексии в Интернете. Поэтому можно говорить о трех сферах Интернет-лингвистики:

1) лингвистические исследования Интернета;

2) лингвистические исследования для Интернета;

3) лингвистические исследования в Интернете.

Все они, как и предполагает структура этого термина, имеют отношение, с одной стороны, к виртуальной коммуникации во всемирной сети, а с другой – к языковой рефлексии, научной и обыденной (или, по формулировке И.А. Бодуэна де Куртене, к индивидуальной и научной лингвистике).

                                                         ИНТЕРНЕТ-ЛИНГВИСТИКА

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТА

 

научное исследование языковой деятельности и языкового материала, представленных в Интернете, сетевой коммуникации в широком смысле слова, взаимодействия сетевой среды с языковыми системами и т.п.

 

 

«НАИВНАЯ» ЛИНГВИСТИКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТА

 

«наивно-лингвистическая» деятельность, стимулированная или вызванная к жизни Интернетом и бытующая в его пространстве: создание вымышленных языков, «народный перевод», составление любительских словарей, обсуждение компьютерной терминологии и локализации компьютерных программ и т.п.

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

решение прикладных лингвистических задач, поставленных Интернет-коммуникацией: обеспечение поисковых систем, текстового наполнения сайтов и т.п. – «обслуживающая» функция лингвистики по отношению к сетевой коммуникации

 

Рекомендуемая литература

 

1. Войскунский А.Е. Развитие речевого общения как результат применения Интернета // Конференция на портале "Аудиториум" "Социальные и психологические последствия применения информационных технологий" (01.02.2001 – 01.05.2001) auditorium.ru

2. Гуманитарные исследования Интернета. Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000

3. Дедова О.В. О гипертекстах: книжных и электронных // Вестник МГУ. Серия «Филология». 2003, № 3. С. 106 – 120

4. Захаров В.П. Веб-пространство  как языковой  корпус

5. Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до интернета: курс лекций по общему языкознанию. М., 2009

6. Нестеров В.В. Что выплавляют из "тонн словесной руды", или попытка реабилитации чатов. 2000.

7. Сидорова М.Ю. Интернет-лингвистика. Русский язык: межличностное общение. М., 2006

8. Трофимова Г.Н. Языковой вкус Интернет-эпохи в России. М., 2004

9. Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение, 1998, № 32. С. 5-14

10. Computer-mediated communication: Linguistic, social, and cross-cultural perspectives Amsterdam, 1996

11.  Crystal David, Language and the Internet. Cambridge, Cambridge University Press, 2001

12. Suler J. Psychology of Cyberspace. 1999.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.