Коммуникация, опосредованная компьютером
Коммуникация, опосредованная компьютером (электронная, компьютерная, виртуальная, сетевая, Интернет-коммуникация, англ. – computer-mediated communication) – коммуникативное взаимодействие людей с помощью компьютерных устройств и сетей (локальных, Интернет и др.). Обычно термины, указанные в скобках, употребляются как синонимы, несмотря на то, что области коммуникации, обозначаемые ими, не вполне идентичны. Так, а) к электронной коммуникации относятся помимо компьютеров электронные СМИ, мобильные телефоны, презентационные средства; б) хотя самой распространенной в мире сетью, соединяющей индивидуальные компьютеры, является Интернет, сетевая коммуникация не ограничена ее границами; в) не все документы, создаваемые на компьютерах, предназначены для сетевого функционирования и т.п.
Коммуникация, опосредованная компьютером, изучается филологами во многих аспектах:
1. Взаимодействие языка, сознания и коммуникативных технологий;
2. Особенности так называемого «языка Интернета» (Netspeak, e-language, e-talk);
3. Соотношение компьютерной коммуникации с устной и письменной коммуникацией «эпохи Гутенберга»;
4. Коммуникативное поведение людей в Интернете;
5. Специфика жанров компьютерной коммуникации;
6. Организация и поиск информации в компьютерной среде;
7. Мультимедийные и гипертекстовые технологии и т.п.
В пространстве компьютерной коммуникации выделяются две большие группы текстов.
1. Конкретные тексты и жанры текстов, существовавшие в докомпьютерную эпоху. Для них компьютерная среда является просто новой формой существования. Например, художественный текст помещается в электронную библиотеку или электронную книгу, а ученые размещают свои статьи на личных страницах. Словари и энциклопедии, изданные ранее в бумажном виде, перерабатываются для сетевого функционирования, в частности снабжаются внутренними и внешними гиперссылками, а новые электронные словари и энциклопедии носят мультимедийный, а иногда и многоавторский характер.
2. Новые жанры текстов и конкретные тексты, возникающие в компьютерной среде: электронная почта, синхронное межличностное общение (чаты и т.п.), асинхронное межличностное общение (гостевые книги и т.п.), виртуальные миры (MOO, MUD и т.п.), Интернет-дневники, блоги и видеологи (vlogs) .
Компьютерная коммуникация вовлекла в активные процессы вербального публичного и межличного общения, фиксируемые письменно и обеспечиваемые быстро развивающимися новыми технологиями, большие массы людей. В то же время Интернет-коммуникация формировалась с самого начала как культура участия, а не культура потребления (в отличие от телевидения). Эти два фактора обусловили высокую степень метаязыковой рефлексии в Интернете. Поэтому можно говорить о трех сферах Интернет-лингвистики:
1) лингвистические исследования Интернета;
2) лингвистические исследования для Интернета;
3) лингвистические исследования в Интернете.
Все они, как и предполагает структура этого термина, имеют отношение, с одной стороны, к виртуальной коммуникации во всемирной сети, а с другой – к языковой рефлексии, научной и обыденной (или, по формулировке И.А. Бодуэна де Куртене, к индивидуальной и научной лингвистике).
ИНТЕРНЕТ-ЛИНГВИСТИКА
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТА
научное исследование языковой деятельности и языкового материала, представленных в Интернете, сетевой коммуникации в широком смысле слова, взаимодействия сетевой среды с языковыми системами и т.п.
|
«НАИВНАЯ» ЛИНГВИСТИКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТА
«наивно-лингвистическая» деятельность, стимулированная или вызванная к жизни Интернетом и бытующая в его пространстве: создание вымышленных языков, «народный перевод», составление любительских словарей, обсуждение компьютерной терминологии и локализации компьютерных программ и т.п. |
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ решение прикладных лингвистических задач, поставленных Интернет-коммуникацией: обеспечение поисковых систем, текстового наполнения сайтов и т.п. – «обслуживающая» функция лингвистики по отношению к сетевой коммуникации |
Рекомендуемая литература
1. Войскунский А.Е. Развитие речевого общения как результат применения Интернета // Конференция на портале "Аудиториум" "Социальные и психологические последствия применения информационных технологий" (01.02.2001 – 01.05.2001) auditorium.ru
2. Гуманитарные исследования Интернета. Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000
3. Дедова О.В. О гипертекстах: книжных и электронных // Вестник МГУ. Серия «Филология». 2003, № 3. С. 106 – 120
4. Захаров В.П. Веб-пространство как языковой корпус
5. Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до интернета: курс лекций по общему языкознанию. М., 2009
6. Нестеров В.В. Что выплавляют из "тонн словесной руды", или попытка реабилитации чатов. 2000.
7. Сидорова М.Ю. Интернет-лингвистика. Русский язык: межличностное общение. М., 2006
8. Трофимова Г.Н. Языковой вкус Интернет-эпохи в России. М., 2004
9. Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение, 1998, № 32. С. 5-14
10. Computer-mediated communication: Linguistic, social, and cross-cultural perspectives Amsterdam, 1996
11. Crystal David, Language and the Internet. Cambridge, Cambridge University Press, 2001
12. Suler J. Psychology of Cyberspace. 1999.
Выходные данные:
- Просмотров: 2499
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 02.12.2010
- Версий: 6 , текущая: 6
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Сидорова Марина Юрьевна
- профессор, доцент; доктор филологических наук, кандидат филологических наук
Ссылки отсюда
Детализирующие понятия:
Коммуникативная ситуация и сфера коммуникации; Устная коммуникация.
Ссылки сюда
Категории: