Зарегистрироваться

Историзм

Категории История | Под редакцией сообщества: История

Историзм – принцип мышления и исследования, в основе которого находится рассмотрение фактов и явлений в их развитии.

Историзм предусматривает изучение фактов и явлений в процессе их становления, изменения и перехода в новое качество, в связи с другими явлениями. Как подчеркивал советский историк С.Л. Утченко, « история начинается там и тогда, когда явление, факт, событие рассматриваются в развитии»[1]. Историзм требует рассматривать явления так, как они имели место в конкретную эпоху и благодаря этому исключает модернизацию (осовременивание прошлого). В частности это подразумевает, что исследователь оценивает эпоху по ее внутренним законам, а не руководствуется морально-этическими, политическими и т.д. принципами своего времени.

Историзм как принцип познания сформировался в Новое время, будучи выдвинут в философских системах Дж.Вико, Вольтера, Г.Фихте, Г.Гегеля. Вико указал на необходимость изучения изменений общественного развития; большую роль сыграло в утверждении историзма французское Просвещение и его философия. Человеческое общество рассматривалось как часть природы, имеющая свои законы развития. Важной составной частью исторических взглядов просветителей была концепция прогресса и единства исторического процесса.

Плодотворным был вклад в идею историзма О.Тьерри, обосновавшего теоретические основы историзма. Выступая против модернизации, Тьерри, в частности, обращал внимание на то, что «буква остается, а дух меняется»[2]. Имелась в виду устойчивость терминологии при разной «наполняемости» термина в разные исторические эпохи.

Большое влияние на утверждение в познании принципа историзма оказала философия Г. Гегеля. Немецкий ученый вскрыл сущность механизма исторического развития – борьбу противоположностей. История представала как внутренне закономерный процесс, развитие идеи. К.Маркс и Ф.Энгельс, отдавая должное заслугам представителей немецкой классической философии и заимствуя у них многие плодотворные идеи, переориентировали историческое познание в сферу материального. Марксизм распространил принцип историзма не только на изучение человеческого общества, но и на познание природы: «Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга»[3].

В настоящее время историзм остается одним из важных методов познания, хотя в разных национальных научных школах его толкование несколько различно. В частности, есть тенденция трактовки историзма как описания индивидуального и уникального явления.

Рекомендуемая литература

Биск И.Я. Методология истории. Иваново, 2007.

Салов В.И. Историзм и современная буржуазная историография. М., 1977.

Ссылки

  1. Утченко С.Л. Глазами историка. М., 1966. С.243-244.  ↑ 1
  2. Цит. по Биск И.Я. Методология истории. Иваново, 2007. С. 173.  ↑ 1
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. 2 изд. Т.3., с.16, прим.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.