Спирмен Чарльз
Спирмен Чарльз
психолог
- Годы жизни:
- 1863 — 1945
- Место рождения:
- Лондон, Великобритания
- Место смерти:
- Лондон, Великобритания
Спирмен Чарльз (Charles Spearman) (1863-1945) – английский статистик и психолог, автор одной из первых иерархических структур интеллекта – двухфакторной теории интеллекта. Ч.Спримен предположил, что основной причиной различий между людьми по умственному развитию является присущий им уровень «умственной энергии» – фактор g (general - англ. общий). В качестве доказательства существования фактора g он использовал результаты факторного анализа – математической процедуры, позволяющей выделять базовые характеристики, лежащие в основе коррелирующих переменных. Такими коррелирующими переменными для Ч.Спирмена стали различные интеллектуальные тесты, выполненные одними и теми же людьми, а причиной корреляции между ними – фактор g. По Ч.Спирмену выделенный им фактор g связан с умением человека усваивать информацию, понимать взаимоотношения между объектами и переносить опыт на новые ситуации. Кроме фактора g на выполнение различных интеллектуальных тестов влияют специфические факторы (s факторы), определяющие успех выполнения конкретных заданий (например, связанных с умением оперировать числами, хорошим запоминанием, словарным запасом и т.д.).
1904 – “General intelligence,” objectively determined and measured. American Journal of Psychology, 15, 201-293.
1927 – The abilities of man. N.Y.: MacMillan. «Способности человека»
Выходные данные:
- Просмотров: 1
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 10.11.2010
- Версий: 7 , текущая: 7
- Статус: пользовательская
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Шмелев Александр Георгиевич
- профессор; доктор психологических наук
- Редактор
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Авторские произведения: Спирмен Чарльз
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
The theory of two factors |
1923 | — | ||
В своей работе Ч. Спримен выдвигает т.н. "двухфакторную теорию интеллекта", согласно которой выделяются общий (генеральный) фактор "g", образующий основание любых успешных умственных действий и ряд специальных факторов, нужных для решения задач в отдельных областях.
|