Зарегистрироваться

Музыковедение

Категории Музыковедение | Под редакцией сообщества: Искусствоведение

Музыковедение (музыкознание) – наука о музыке, одна из областей искусствоведения.

Cущность музыковедения

Объектом научного интереса в музыковедении является постижение музыкального искусства как культурного, эстетического, психологического и физического феномена. Осмысление музыки как процесса, связанного с ее созданием, воспроизведением и восприятием, требует привлечения научных методов и механизмов изучения  из смежных наук, таких как филология, лингвистика, акустика, психология, семиотика, социология, этнография, гендерные теории и др.  В другом значении понятие «музыковедение» употребляют по отношению к комплексу связанных учебных дисциплин, направленных на освоение профессиональной деятельности специалиста-музыковеда. 

Классификация типов музыковедения

Существуют разные подходы к разделению областей музыковедения. Гвидо Адлер делит музыковедение на историческое и систематическое. Историческое изучает и отображает исторический процесс развития музыкального искусства в его целостности и деталях. Систематическое занимается анализом различных сторон музыкального искусства, привлекая методы позитивной науки. Историческое и систематическое искусствознание тесно связаны.

Историческое музыковедение

В состав исторического музыковедения входит история музыки – наука, изучающая развитие музыки в хронологической перспективе. Историческое музыкознание исследует всеобщую историю музыки, историю музыки разных стран и народов.

Систематическое музыковедение

В состав систематического музыковедения входят теория музыки (учение о мелодии, гармонии, ритме, полифонии, музыкальной форме), музыкальная акустика, психология музыки, музыкальная критика, социология музыки, музыкальная этнография (музыкальная фольклористика), музыкальная текстология, либреттология.

Теория музыки включает ряд дисциплин, направленных на изучение теоретических аспектов музыки. Это гармония, полифония, музыкальная форма, инструментоведение. В теорию музыки также входят учебные дисциплины: элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония, полифония, анализ музыкальных произведений, инструментовка, либреттология.

Гармония изучает звуковысотную организацию монодической (одноголосной) и многоголосной (преимущественно гомофонно-гармонического склада) музыки. Полифония изучает многоголосную музыку, основанную на одновременном звучании, развитии и взаимодействии нескольких самостоятельных и равноправных мелодических голосов. Музыкальная форма изучает особенности строения музыкальных произведений. Инструментоведение изучает особенности конструкции, тембровых и акустических свойств музыкальных инструментов, а также классифицирует их типы и виды.

Музыкальная акустика – наука, изучающая объективные физические закономерности музыкального звука: его возникновение и создание (акустика музыкальных инструментов, акустика речи и пения, электроакустика); распространение (архитектурная акустика, звукозапись, трансляция); восприятие (психоакустика – акустика человеческого слуха). 

Психология музыки изучает процессы, механизмы и результаты воздействия музыки на человека, а также все формы его активной музыкальной деятельности.

Музыкальная критика занимается художественно-оценочной деятельностью произведений музыкального искусства.

Социология музыки занимается проблемами социального воздействия музыки как на общество в целом, так и на отдельного индивидуума.

Музыкальная этнография (другие названия: музыкальная фольклористика, музыкальная этнология, сравнительное музыкознание, этномузыкознание) – наука, изучающая особенности традиционной бытовой (фольклорной) музыки.

Музыкальная текстология – наука, изучающая автографы, прижизненные издания и др. для восстановления аутентичных текстов музыкальных произведений с целью их  последующего исследования и публикации.

Либреттология – наука о вербальном компоненте музыкального произведения, анализирующая оперные либретто как важный элемент музыкально-сценического произведения. Находится на стыке музыковедения и литературоведения, начало становления относится к 1970-1980 гг.

Научное музыковедение и педагогическое музыковедение

Т.А. Курышева делит музыковедение на три области: 1) научное музыковедение или собственно музыкознание; 2) педагогическое музыковедение, занимающееся обучением музыковеда-профессионала, а также созданием специальной учебно-методической литературы; 3) прикладное музыковедение.

Две первые области представляют академическое музыковедение. Они включают указанные выше научные и учебные дисциплины.

Прикладное музыковедение

Целью прикладного музыковедения является ознакомление, оценка и распространение музыкального искусства. Ознакомление, просветительство, популяризация и пропаганда музыки осуществляются в следующих формах: популярная литература о музыке и музыкантах, публичное лекторство, музыкальные радио и телепередачи и программы, интернет-сайты. Оценка музыкального искусства реализуется в различных формах выхода музыкальной журналистики: газетно-журнальная периодика, радио и тележурналистика, интернет-журналистика. Распространение музыки связано с менеджментом и редактурой. Формы его реализации: концертно-театральное дело, телерадиовещание, аудиовидеопроизводство, издательское производство, интернет[1].

Становление, развитие и история музыковедения

Истоки научного подхода к музыкальному искусству коренятся в культуре древнего мира (Китай, Индия, Греция и др.). Здесь исследовались акустические закономерности интервалов, ладов и музыкальных систем, сформировалось и развивалось учение об этосе, связывающее и разъясняющее воздействие различных элементов (лады, ритмы и др.) на эмоции и нравственные качества человека. Большое влияние на развитие средневековой музыкальной науки оказал римский философ и ученый Боэций, изложивший в трактате «О музыке» основные положения античной музыки. Значителен вклад ученых Средней Азии Абу Наср аль-Фараби, Ибн Сина (Авиценна) и др.

Важным этапом в развитии музыкальной науки стала эпоха Возрождения: систематизируются и фиксируются в музыкально-теоретических трактатах правила полифонического письма, формируются основы учения о гармонии в трудах итальянских ученых Дж. Царлино и В. Галилеи, а также швейцарского ученого Глареана. Развитие учения о гармонии было продолжено в XVII в. французским ученым М. Мерсенном, а в XVIII в. Ж.Ф. Рамо («Трактат о гармонии», 1722). Теория аффектов стала предметом научного интереса немецкого ученого И. Маттезона. Наибольшего расцвета музыкальная наука достигла в XIX в. Она развивалась в двух направлениях: 1) отдельные отрасли музыковедения (гармония, полифония, музыкальная форма и др.), 2) музыкальная критика. Изучение научных отраслей было представлено в трудах немецких ученых А. Б. Маркса, Л. Буслера, Э. Рихтера, француза Ш. Кателя, чеха А. Рейхи и др. Музыкально-критическая деятельность связана с именами композиторов-романтиков Р. Шумана, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера и др.

Вплоть до второй половины XIX в. наука о музыке не выделялась в самостоятельную область знания, а была частью общего знания. В 1863 г. выдающийся немецкий историк музыки Фридрих Карл Франц Хризандер заявил, что музыковедение должно стать независимой областью научного поиска. Большое влияние на становление музыковедения как независимой науки и развитие его различных отраслей оказали крупнейшие немецкие ученые Г. Гельмгольц, К. Штумпф. Важным вкладом в развитие науки о музыке стали труды выдающегося немецкого музыковеда Г. Римана.

В начале XX в. в области исторического музыкознания создается значительное количество трудов, охватывающих продолжительный исторический отрезок развития музыки (от средневековья до XVIII в.). Их авторы выдающиеся музыковеды Г. Кречмар, Г. Аберт, А. Эйнштейн, Э. Бюккен, Г. Адлер и др. Активно развивается молодая отрасль музыковедения – музыкальная этнография, особую значимость для которой имела деятельность венгерских композиторов и фольклористов Б. Бартока и З. Кодая.

Новые подходы и методы в изучении музыкальных произведений нашли отражение в музыковедческой деятельности Э. Курта, А.Шенберга, Т. Адорно и др. Во второй половине XX в. важную роль в развитии отраслей систематического музыковедения сыграл Шенкер, предложивший особые методы исследования музыкального произведения.

В России зарождение научного подхода к музыке приходится на вторую половину XVII в. В это время появляются труды А. Мезенца «Азбука знаменного пения» (1668) и Н.П. Дилецкого «Мусикийская грамматика» (1677). В XIX в. значительное место занимает музыкальная критика, активизированная осознанием национальной самобытности русской музыкальной культуры и ее высоким этическим началом. Музыкально-критические работы создают выдающиеся деятели русской культуры В. Ф. Одоевский, А. Н. Серов, В. В. Стасов, Г. А. Ларош, П. И. Чайковский, Ц. А. Кюи, С. Н. Кругликов, Н. Д. Кашкин и др. Появление профессионального образования в России, связанного с основанием Петербургской (1862) и Московской консерваторий (1866), привело к созданию учебников Н.А. Римского-Корсакова (гармония, основы оркестровки), П.И. Чайковского (гармония), работы С.И. Танеева "Подвижной контрапункт строгого письма" и др.

В XX в. в России начинают активно развиваться историческое и все отрасли систематического музыковедения. Значительную роль в становлении научной школы в музыковедении сыграл видный ученый, композитор и общественный деятель Б.В. Асафьев. Появляются труды Т.Н. Ливановой, В.Д. Конен, Р.И. Грубера, Ю.В. Келдыша, И.И. Мартынова, И. В.Нестьева, И.В. Способина, В.П. Бобровского, Л.А. Мазеля, В.А. Цуккермана, С.С. Скребкова, А.В. Рудневой и др.

Во второй половине XX в. фундаментальные научные исследования ведут Ю.Н. Холопов, В.В. Холопова, Е.В. Назайкинский, М.Е.Тараканов, М.Г. Арановский, В.В. Задерацкий, Е.М. Царева, Е.И. Чигарева, Г.В. Григорьева, А.С. Соколов, Л.О. Акопян, Т.С. Кюрегян, В.С. Ценова, Л.В. Кириллина, И.П. Сусидко, П.В. Луцкер и др. Возникает крупная научная школа, возглавляемая Ю.Н. Холоповым. Развиваются такие отрасли музыковедения, как музыкальная акустика (Н.А. Гарбузов, Е.В. Назайкинский и др.), музыкальная психология (Е.В. Назайкинский, В.В. Медушевский и др.), музыкальная критика (Т.А.Курышева и др.).

 

Рекомендуемая литература

Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – М.: Музыка, 1971.

Науменко Т.И. Музыковедение: стиль научного произведения (опыт постановки проблемы). – М.: РАМ им. Гнесиных, 2005.

Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. Учебное пособие. – М.: Лань, 2010.

Соколов А.С. Введение в музыкальную композицию XX века. – М.: Владос, 2004.

Холопов Ю.Н. Введение в музыкальную форму. – М.:МГК имени П.И. Чайковского, 2006.



[1] Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Музыковедение». – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.

 

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.