Охрана окружающей среды
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Данное определение является легальным и закреплено в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 1).
Охрана окружающей среды как юридическая категория или аналоги этого понятия («охрана природы», «охрана окружающей природной среды») появились в отечественном законодательстве еще в советский период.
В период с 60-х гг. ХХ века и по настоящее время словесная конструкция и содержание рассматриваемого понятия претерпевали существенные изменения, в значительной степени связанные с процессами углубления экологического кризиса и осознанием обществом масштабов его негативных последствий для человека и окружающей среды.
В советский период законодательство оперировало понятием «охрана природы» (60-ые гг.), подразумевая, прежде всего, такие формы деятельности, как охрану животного и растительного мира, создание особо охраняемых природных территорий (природных заповедников, заказников и др.)
Затем, на рубеже 70-х гг., его заменило понятие «охрана окружающей природной среды», которое впоследствии использовалось и в российском законодательстве постсоветского периода. Первым российский законом, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере деятельности, был Закон РСФСР от 21 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды». Однако Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., уже оперировала понятием «охрана окружающей среды» (ст. 71, 72 и др.) и закрепила право каждого на благоприятную окружающую среду.
В 2002 г. был принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды», исключивший слово «природной» из своего названия.
С начала 90-х гг. ХХ века и до недавнего времени оба понятия - «охрана окружающей природной среды» и «охрана окружающей среды» - использовались в российском законодательстве как синонимы.
Однако в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 309-ФЗ слово «природная» из данного словосочетания было исключено во всех действующих федеральных законах.
В законодательстве последних десятилетий наряду с понятием «охрана окружающей среды» появилось и новое понятие - «обеспечение экологической безопасности».
В содержательном плане понятие «охрана окружающей среды» включает различные виды деятельности, которые в законодательстве и в науке экологического права иногда обозначают такими обобщающими понятиями как «природоохранные меры», «природоохранная деятельность», «экологически значимая деятельность» и проч. Дать исчерпывающий перечень видов и направлений деятельности в сфере охраны окружающей среды не представляется возможным, классифицировать их можно лишь с определенной долей условности, например, в зависимости от осуществляющего их субъекта.
Так, органы государственной власти осуществляют ряд функций и полномочий в сфере охраны окружающей среды, отнесенных к их ведению действующим законодательством, в частности: экологическую экспертизу, экологический контроль, нормирование качества окружающей среды; экологический мониторинг, учет источников негативного воздействия на окружающую среду, предоставление информации о состоянии окружающей среды, организацию особо охраняемых природных территорий и многие другие.
Физические и юридические лица (субъекты хозяйственной и иной деятельности) участвуют в охране окружающей среды преимущественно путем выполнения ряда экологических требований (предписаний, запретов), налагаемых на них законодательством, например, по осуществлению технологических и иных мер для предотвращения и сокращения негативного воздействия их деятельности на окружающую среду, по восстановлению нарушенного в результате их деятельности состояния окружающей среды, ее отдельных компонентов и др.
К рассматриваемой деятельности следует отнести и оказание определенных услуг в сфере охраны окружающей среды: научных, образовательных, страховых, аудиторских, а также деятельность общественных экологических организаций и объединений.
Рекомендуемая литература
1. Голиченков А.К.. Экологическое право России: словарь юридических терминов: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательский дом «Городец», 2008. – 448 с.
2. Колбасов О.С. Экология: политика – право. М.: Издательство «Наука», 1976. – 232 с.
3. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 557 с.
4. Петров В.В. Экология и право. – М.: Издательство «Юридическая литература». 1981. – 229 с.
Ссылки
- Подробнее смотри: Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 1995.
Выходные данные:
- Просмотров: 1546
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 02.03.2011
- Версий: 3 , текущая: 3
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Петрова Татьяна Владиславовна
- профессор; доктор юридических наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Голиченков Александр Константинович; Колбасов Олег Степанович; Петров Владислав Васильевич;
Детализирующие понятия:Ссылки сюда
Категории:
Земельное право; Экологическая психология; Экологическое право; Экономика; Экономика природопользования;
Детализирующие понятия:Благоприятная окружающая среда; Водное право; Водный объект; Горное право; Животный мир; Земельный участок; Лес (леса); Лесное право; Недра; Охрана земель; Психология глобальных изменений; Психология окружающей среды; Система исполнительной власти Российской Федерации; Устойчивое развитие; Фаунистическое право; Экологическая безопасность; Экопсихология развития; Экстерналии (внешние эффекты).