Зарегистрироваться

Всеобщее управление качеством - Total Quality Management (TQM)

Категории Стандартизация и управление качеством продукции | Под редакцией сообщества: Экономика

Всеобщее управление качеством (TQM) – комплексная система управления качеством, ориентированная на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок.

Идеология TQM состоит в том, что организация должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством работы в целом, включая работу персонала. Постоянное совершенствование этих составляющих: качества продукции, качества организации процессов, и уровня квалификации персонала -может позволить достичь более эффективного развития бизнеса.

В зависимости от конкретных методов и подходов данное понятие может иметь различную трактовку – всеобщий менеджмент качества, общефирменный контроль качества, тотальное управление качеством и т.п. Так же имеют отличия концепции TQM, связанные с национальными стереотипами (например, европейская или американская школы). Единым остается то, что система TQM является комплексной системой, когда не только руководство, но и каждый работник предприятия должны осознавать, что нельзя останавливаться на достигнутых результатах, следует «постоянно улучшать качество». В системе TQM существенно возрастает роль каждого работника и обучение персонала. Обучение должно превратиться в часть мотивации работников. При этом используются специальные приемы развития творческих способностей каждого из сотрудников.

Систему TQM следует рассматривать как часть общей системы управления предприятием, получившей название «системы делового превосходства». Обобщенная практика работы на принципах TQM положена в основу действующей версии стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» и сформулирована в виде восьми принципов.

Восемь принципов менеджмента качества (TQM)

  1. Ориентация на потребителя

Организации, зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

  1. Лидерство руководителя

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

  1. Вовлечение работников

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

  1. Подход к системе как к процессу

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

  1. Системный подход к управлению

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

  1. Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

  1. Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

  1. Взаимовыгодные отношения с поставщикам

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Именно эти восемь принципов менеджмента качества и положены в основу стандартов на системы управления качеством, входящих в семейство ИСО 9000. Влияние производства выходит за рамки изучения потребностей и четкого соблюдения стандартов на выпускаемую продукцию. Когда политика руководства включает перечисленные принципы TQM, позволяющие сотрудникам успешно работать в будущем и связывать всех заинтересованных лиц единой целью – организация способна эффективно функционировать в конкурентной среде.

Рекомендуемая литература

1. Управление качеством: Учебник для ВУЗов /Под ред. С.Д.Ильенковой.- 2-е изд., -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Управление эффективностью и качеством./ Пер с англ. / Под ред. Прокопенко И., Норта К.. В 2-х т. – М.:Дело, 2001.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.