Зарегистрироваться

Фейблман Джеймс Керн

Категории Теория культуры | Под редакцией сообщества: Культурология

Фейблман Джеймс Керн

философ теории и истории культуры

философ теории и истории культуры

Настоящее имя:
Фейблман Джеймс Керн
Год рождения:
1904
Годы жизни:
1904 — н/а
Место рождения:
Место смерти:
Разделы каталога:

Фейблман Джеймс Керн - американский философ, профессор Тулейнского университета (США). В основной работе по философии культуры (“Теория человеч. культуры”, 1946) Ф. рассматривает культуру как опр. систему ценностей и как прикладную онтологию. Она определена как “актуальный отбор некоторой части из целого возможного человеческого поведения, рассматриваемого в его воздействии на материалы; отбор, соответствующий требованиям имплицитной доминантной онтологии и модифицируемый тотальной средой”. Главный элемент в этом определении — понятие “имплицитной доминантной онтологии”, ибо культура рассматривается Фейблманом как “множество теорий и практик, к-рые могут быть дедуцированы из имплицитного принятия доминантной онтологии”. Эта онтология представляет собой подсознательно принимаемое большинством членов социальной группы верование относительно конечной природы реальности. Фейблман различает “этос” как эмоциональный элемент имплицитной доминантной онтологии и “эйдос” как ее рациональный элемент, совпадающий со здравым смыслом.

        Фейблман рассматривает ряд существенно важных культурологических концепций: культуры как отдельного эмпирического уровня и ее составляющих, главным из которыхых является человеч. личность; теорию этоса в ее современном состоянии и значение этоса как координаты культуры; принципы организации культуры; концепцию идеальных типов культуры; принципы культурной динамики; концепцию науки о культуре. Фейблман поставил перед собой задачу в общих чертах обрисовать область изучения человеческой культуры, показать, каким образом связаны друг с другом дисциплины, исследующие разные аспекты культуры, как должна быть организована сфера изучения культуры — т.е., объединение различных направлений исследования. В качестве одного из центральных элементов очерченной им области исследования культуры возникла концепция культурных типов. Фейблман выделил семь основных типов культуры: каждый из них не совпадает с реально существующими культурами и представляет собой идеальную модель, которая может присутствовать в реальной культуре или автономно, или одновременно с несколькими подобными идеальными моделями.
        Типология культур Фейблман включает следующие основные идеальные типы: допервобытная, первобытная, военная, религиозная, цивилизованная, научная и постнаучная культура. Наиболее ранняя — допервобытная — культура была ориентирована на выживание человека. Природная среда — тиран по отношению к человеку, и он существовал лишь по ее милости. Первобытная культура характеризуется как многоуровневая. Она находилась в тисках природной среды и могла погибнуть в контакте с более высокой культурой. Ее духовность выступала в форме религии и мифологии. Военная культура начиналась с убеждения в том, что единственная реальность — современная ей реальность. Это высоко организованная, но духовно ограниченная культура. Главное ее требование — подчинение, послушание. Властителями становятся политики, а богами — боги войны, боги-воители. Религиозные культуры положили начало крайностям в воззрениях. Их главное требование — благочестие, руководителем общества становится церковь.
        Смена культур связана с изменениями в мировосприятии (онтологии). Так, переход от религиозной к цивилизованной культуре связан с переходом от крайнего реализма универсалий к психологическому номинализму. Цивилизованная, научная и постнаучная культуры суть три типа продвинутых культур. Цивилизованная — обращена к индивиду, ее главной ценностью становится личностное мировосприятие. Реакции индивидов на мир уникальны. Уникальность — культурная ценность. Выдающийся индивид — единственный, и он сам может обосновать собственный критерий оценок. Природная среда становится контролируемой (по крайней мере, отчасти). Обществово хорошо организовано. А религией является атеизм.
        Научная культура более всего ценит любознательность, интерес к знанию. Постнаучная (или рациональная) культура есть развитие научной. Это культура будущего. Основанная на умеренном рационализме, она уравняет науку, философию, религию и искусство. В ней удовлетворенность и наслаждение не менее важны, чем знание, а специализация индивида будет сочетаться с уникальностью интересов и целостностью личности. Ценными станут и абсолютные, и относит, истины. Основная ценность — сам человек. Совершенствование его невозможно без сочетания в нем двух аспектов: узкой профессиональной специализации в отд. сфере деятельности и универсального интереса.
        Сравнительные данные, получаемые в результате исследования типов культур, создают основу для конструирования широкой системы измерений.
        Указанные типы культур идеальны и абстрактны по сравнению с современной культурой. Современные культуры — это смешение различных типов культур. Эти типы культур не могут быть представлены в хронологическом порядке, поскольку их хронология может быть любой. Их объединяют поиски во всех культурах реальных ценностей, соответствующих представлениям человека на данном этапе развития и в данных реалиях.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Фейблман Джеймс Керн

Название Год Текст Тип Действия
1. Теория человеческой культуры
1946
В основной работе по философии культуры Фейблман рассматривает культуру как определенную систему ценностей и как прикладную онтологию. Она определена как "актуальный отбор некоторой части из целого возможного человеческого поведения, рассматриваемого в его воздействии на материалы; отбор, соответствующий требованиям имплицитной доминантной онтологии и модифицируемый тотальной...