Зарегистрироваться

Этапы развития предпринимательства в России

Категории Экономика предпринимательства | Под редакцией сообщества: Экономика

Этапы российского предпринимательства

В истории российского предпринимательства существует несколько этапов:

I этап начинается с Киевской Руси и длится до 1917 года. Предпринимательство зародилось в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первые предприниматели России – это мелкие торговцы и купцы.

Наибольшее развитие предпринимательство получает в годы правления Петра 1 (1689-1725) и после принятия реформы 1861. Началось строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал.

90-е годы 19 века в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства.

В начале 20 века предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки.

Однако революция 1917 года перечеркнула плоды труда предпринимателей многих поколений. После октября 1917 года был взят курс на ликвидацию рыночных связей. Национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество частных предприятий.

Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесли годы новой экономической политики (1921 – 1926). Таким образом, в 1921 году начался II этап развития предпринимательства. НЭП не означал полного поворота к рыночной экономике. Это была политика некоторой либерализации экономической жизни.

В конце 20-х годов власти полностью от­казались от рыночных отношений и перешли к тотальным командно-административным методам воздействия на экономику. Здесь многовеко­вая история русского предпринимательства обрывается на долгих 60 лет до начала перестройки в середине 1980-х.

III современный этап российского предпринимательства начинается во второй половине 80-х годов. На этом этапе различают несколько периодов.

Первый период (1986 – 1989) - это период становления современного российского предпринимательства.

За этот период был принят ряд законов, реабилитирующих предпринимательскую деятельность: "Об индивидуальной трудовой деятельности", "О государственном предприятии (объединении)", "О кооперации в СССР".

Второй период (1990 – 1992) характеризуется дальнейшим расширением правовой базы предпринимательской деятельности и стремительным ростом торгового и финансового предпринимательства (создание крупных биржевых и коммерческих банковских структур).

Приняты законы: "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР", "Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий".

И заключительный период третьего этапа истории российского предпринимательства начинается в 1992 и длится по настоящее время. Это период полной реабилитации частной собственности и массовой приватизации государственных предприятий.

Основные группы современных российских предпринимателей

Обзор истории возрождения и становления нового российского предпринимательства позволяет выделить три основные группы, выступающие в качестве социальной базы современных предпринимателей.

Первая группа предпринимателей - "героическая" начала формироваться сразу же после выхода закона об индивидуальной трудовой деятельности. Она выявила прирожденных предпринимателей, близких к капиталистическому типу.

Прирожденные предприниматели вышли из аутсайдеров, невостребованных в советские времена. Как правило, это инженерные работники, представители научно-технической и творческой интеллигенции, занявшихся легальным бизнесом с "нуля" за счет кредитов и собственных средств.

Этим людям свойственны такие психологические качества, как чувство новизны, стремление обрести свободу и независимость, способность рисковать.

Вторая группа предпринимателей пришла в бизнес в 1989 году.

В нее вошли чиновники госаппарата, партийно-комсомольская номенклатура и руководители госпредприятий ("красные директора"). Их основная характеристика заключается в наличии выгодных стартовых позиций для предпринимательской деятельности, возможности использования былого и настоящего положения (фактическая близость к приватизируемому имуществу) и налаженных связей.

В противоположность представителям первой группы, которые бросались в бизнес как в омут, те, кто пришел вслед за ними, имели гарантированный старт. Используя возможности прошлого, они создавали бизнес на прочной платформе уже действующих предприятий.

К этой же группе можно отнести предпринимателей 60-х годов, легализовавших свою деятельность.

И третья группа приходит в бизнес после августа 1991 года. Появляется новый тип - массовый предприниматель, который объединяет и тех, кто способен к бизнесу, и так называемых предпринимателей поневоле, которые вынуждены заниматься созданием собственного дела стечением обстоятельств.

Менеджер и предприниматель: сходства и различия

Между понятиями "предприниматель" и "менеджер" существуют серьезные сущностные отличия. В отличие от предпринимателя менеджер совсем не должен "затевать" новое дело, вкладывать собственные средства в новое предприятие. Менеджер представляет интересы предпринимателя как работодателя по отношению к наемным работникам.

Менеджер - субъект управления, человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. Когда говорят "менеджер", то по большому счету имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением.

Менеджер обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди, причем он должен придерживаться предпринимательского стиля управления.

В последнее время появился новый термин "интрапренерство". Что же это такое? В большой организации возникает много проблем, связанных с ее размером, длительностью периода между принятием решения и его воплощением в жизнь. Зачастую решениям не хватает гибкости, что имеет значение для роста и диверсификации деятельности организации. Эти барьеры удается преодолеть благодаря развитию духа предпринимательства внутри уже существующей организации, т.е. за счет интрапренерства.

Интерес к интрапренерству объясняется рядом важных изменений, произошедших в социальной и экономической сферах:

  • стремлением работников, особенно специалистов, к самостоятельной деятельности;
  • желанием самореализоваться, проявить свои личные способности;
  • ростом диверсификации производства;
  • увеличением конкуренции на рынках рабочей силы.

Традиционный корпоративный климат существенно отличается от климата интрапренерства.

Традиционные менеджеры в своей деятельности строго придерживаются иерархической подчиненности, избегают рискованных решений и ориентируются на достижение краткосрочных результатов. Развитие интрапренерства на фирме включает в себя поощрение таких аспектов деятельности, как "выдвижение новых идей, пробы и ошибки, снятие ограничений на сферы деятельности подразделений, обеспечение необходимыми ресурсами, работа в команде, ориентация на достижение результатов в долгосрочной перспективе, добровольное вовлечение в интрапренерство".

Для сложившегося действующего предприятия ключевым в словосочетании "предпринимательское управление" является слово "предпринимательское". Для нового предприятия - слово "управление".

На действующем предприятии главной преградой на пути предпринимательства является сложившаяся практика, а на новом - отсутствие ее.

Новое предприятие не имеет жизнеспособного отлаженного "организма", в рамках которого персонал осознает цель своей работы и способы ее достижения. Если новая организация не превратится в фирму с отлаженным и управляемым производством, то никакая блестящая предпринимательская идея ей не поможет.

Поэтому предпринимательское управление на новом предприятии требует:

  • создания высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие будет готово к началу работы;
  • пристального внимания к рынку;
  • финансового прогноза;
  • определения направлений наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.

Предпринимательская структура - это:

  • во-первых, субъект рыночных отношений;
  • во-вторых, организационно-хозяйственная единица, фирма, целью деятельности которой является получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата деятельности.

Рассмотрим определения, которые даются понятию "фирма" в разных источниках:

Фирма - этот термин имеет двойное значение. В узком смысле слова фирма - это имя, под которым юридически полноправный предприниматель (единоличный или коллективный) ведет свои дела. В широком смысле - это основная хозяйственная единица современной экономики рыночного типа, зарегистрированная в соответствующей правовой форме. (Непринцева Е. Фирма в рыночной экономике. РЭЖ, 1993.  № 2. С. 178).

Фирма - термин, используемый для обозначения любых коммерческих юридических лиц - предприятий, компаний, корпораций и т.д. (Правовой словарь предпринимателя.  М., 1993. С. 46).

Фирма - самое общее название любой производственной ячейки предпринимательства, независимо от ее размеров, организационной формы и характера собственности (Пашкус Ю.В., Мисько О.Н. Введение в бизнес. Л.,1991. С. 9).

Фирма - любая организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, преследующая коммерческие цели и пользующаяся правами юридического лица (Герчикова И.Н. Менеджмент.  М., 1998.  С. 45).

Фирма - предприятие (организация), осуществляющее в целях получения прибыли коммерческую деятельность, наделенное правами юридического лица, имеющее собственное наименование и прошедшее требуемую законодательством процедуру регистрации в уполномоченных государственных органах. В этом смысле понятие "фирма" не зависит от формы собственности (государственной, муниципальной или частной). (Экономика и статистика фирм / Под ред. профессора С.Д. Ильенковой.  М., 2000.  С. 6).

Как видно из приведенных определений, они практически одинаково выражают основную суть: под "фирмой" можно понимать "любую коммерческую организацию".

Если фирма имеет в своем составе несколько предприятий, организаций, учреждений, то между ними устанавливаются производственные взаимосвязи:

  • по линии кооперирования;
  • по линии вертикальной интеграции.

В том и другом случае речь идет о технологическом разделении труда внутри фирмы. В крупных фирмах, предприятия которых расположены не только в своей стране, но и за рубежом, речь идет о международном технологическом разделении труда на внутри-фирменном уровне.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.