Зарегистрироваться

Международное воздушное право

Категории Международное право | Под редакцией сообщества: Юриспруденция

Международное воздушное право – отрасль международного права, совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства в целях международных полетов и коммерческой деятельности международного воздушного пространства.

Международное воздушное право – одна из важных отраслей современного воздушного права, регулирующая отношения между государствами в  связи с использованием воздушного пространства при международных полетах и при коммерческой деятельности международного воздушного трансопрта.

Международное воздушное право включает две основные группы норм. Первая группа норм, образующая институт " право полетов", или " право воздушных передвижений" регулирует режим воздушного пространства и международные полеты, а вторая группа норм, образующая институт "международно-правовое регулирование воздушных сообщений" связана с вопросами коммерческой деятельности воздушного транспорта.

Становление международного воздушного права относится к началу ХХ века. В этот период, с развитием авиации и, в частности, с появлением воздушных судов, способных выполнять полеты над территорией более чем одного государства, возникла проблема правового регулирования таких полетов и определения режима воздушного пространства. Несмотря на дискуссии в доктрине практика государств пошла по пути признания принципа полного и исключительного суверенитета в отношении воздушного пространства над сухопутной и водной территории государств, что нашло отражения в соответствующих актах национального законодательства. Первым многосторонним международным договором, закрепившим данный принцип, стала Конвенция о регулировании воздушной навигации, принятая в Париже 13 октября 1919 г.

Дальнейшее развитие международного воздушного прав связано со все более активным использованием авиации в целях коммерческих перевозок пассажиров, грузов и почты. В период между двумя мировыми войнами появились первые двусторонние соглашения о воздушном сообщении между государствами. В указанный период также ведется работа по унификации правил международных авиаперевозок, прежде всего условий ответственности эксплуатанта воздушного судна, следствием чего, стало, в частности, принятие в 1929 году Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, а в 1933 году – Римской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся вреда, причиненного воздушным судном третьим лицам на поверхности.

Началу новому этапу в развитии международного воздушного права положила международная Конференция по вопросам гражданской авиации, состоявшаяся в конце 1944 года в Чикаго. Перед Конференцией стояла задача разработки конвенции о гражданской авиации, призванной заменить Парижскую конвенцию о регулировании воздушной навигации 1919 года и установить основы деятельности воздушного транспорта в послевоенный период. Чикагская конференция завершилась подписанием конвенции о международной гражданской авиации. Часть I этой конвенции регулирует порядок осуществления международных полетов, вопросы регистрации и национальной принадлежности воздушных судов, устанавливает требования к экипажам, меры содействия аэронавигации, а часть II –  содержит нормы о создании и деятельности Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Что касается положений о свободе коммерческой деятельности авиапредприятий, то они были оформлены на Конференции в виде двух специальных, не связанных с Чикагской конвенцией, документов: Соглашения о транзите при международных воздушных сообщениях и Соглашения о международном воздушном транспорте.

В настоящее время Чикагская конвенция 1944 года является основным международно-правовым документом, регулирующим деятельность гражданской авиации.

Рекомендуемая литература

1. Бордунов В.Д. Правовой механизм деятельности международных авиационных организаций. М., 1989.

2. Бордунов В.Д., Котов А.И., Малеев Ю.Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988.

3. Верещагин А.Н. Международное воздушное право. М., 1966.

4. Малеев Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики. М., 1986.

5. Международное воздушное право. Кн. 1 и 2 Отв. ред. А.П. Мовчан, М., 1981.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.