Веневитинов Дмитрий Владимирович
Веневитинов Дмитрий Владимирович
поэт пушкинской эпохи, философ, литературный критик.
- Годы жизни:
- 1805 — 1827
- Место рождения:
- г. Москва, Российская Империя
- Место смерти:
- г. Санкт Петербург, Российская Империя
Дмитрий Владимирович Веневитинов - русский поэт пушкинской эпохи, философ, литературный критик.
Родился 14 (26) сентября 1805 г. в Москве в знатной дворянской семье. По матери Анне Николаевне, урожденной княжне Оболенской (1782-1841), был четвероюродным братом А.С.Пушкина. Отец – Владимир Петрович Веневитинов (1777-1814) – секунд-майор. Получил разностороннее домашнее образование (древние и новые языки, философия, русская и западноевропейская словесность, музыка, живопись).
В 1822 г. поступил вольнослушателем в Московский университет, где в 1823 г. сдал экзамен на получение аттестата. В университете у Веневитинова зародился поддержанный некоторыми преподавателями интерес к изучению новейшей немецкой философии, в частности – к Ф.Шеллингу. После университета поступил на службу в Московский архив Министерства иностранных дел и практически одновременно – в Общество любомудрия. Ведущую роль в утверждении шеллингианской ориентации этого философского кружка принадлежала Веневитинову. Он также высоко ценил философские идеи Л.Окена и перевел его «Теософию». Любомудры собирались у В.Ф.Одоевского, а по вторникам – у Веневитинова. А.И.Кошелев вспоминал: «Тут господствовали немецкая философия, то есть Кант, Фихте, Шеллинг <…> Тут мы иногда читали наши философские сочинения; но чаще и по большей части бедовали о прочтенных нами творениях немецких любомудров. <…> Мы собирались у князя Одоевского <…> Он председательствовал, а Д.В.Веневитинов более всего говорил и своими речами часто приводил нас в восторг. Эти беседы продолжались до 14 декабря 1825 года, когда мы сочли необходимым их прекратить, как потому, что не хотели навлечь на себя подозрение полиции, так и потому, что политические события сосредоточивали на себе все наше внимание. Живо помню, как после этого несчастного числа князь Одоевский нас созвал и с особою торжественностью предал огню в своем камине и устав, и протоколы нашего общества любомудрия»[1]. Философские идеи любомудров способствовали развитию диалектики в русской общественной мысли, прежде всего – в литературной критике. Разрабатывая на русской почве философские теории искусства, любомудры в определенной степени подготовили почву для деятельности Н.И.Надеждина и В.Г.Белинского.
Как литературный критик, Веневитинов выражал в ней идеи диалектики и историзма, стремясь «оценять словесность … степени философии времени»[2]. К наиболее известным литературно-критическим сочинениям Д.В.Веневитинова относятся написанные в 1825 г. статьи «Разбор рассуждения г. Мерзлякова», «Разбор рассуждений о “Евгении Онегине”», «Ответ г. Полевому», а также опубликованная в 1831 г. статья «О состоянии просвещения в России».
Поэт Веневитинов – автор любовных элегий, философской и гражданской лирики («Песнь грека», «Новгород», «Завещание», «Элегия», «К моему перстню», «Поэт и друг», «Последние стихи»), исторической поэмы «Евпраксия». Условно-литературный образ Италии (распространенный мотив русской романтической лирики) воссоздан им в стихотворении «Италия». Веневитинов-поэт также переводил И.В.Гёте (перевод драматических поэм «Земная участь художника», «Апофеоз художника», трех фрагментов из «Фауста», сцен из «Эгмонта»). Влиянием Гёте объясняются появляющиеся порой у Веневитинова фаустианские мотивы (например, в стихотворении «Я чувствую, во мне горит…»). Другим литературным ориентиром для Веневитинова был Байрон.
После поражения декабристов общество любомудров фактически перестало существовать. Веневитинов же стал готовиться к переезду в Петербург с целью продвинуться на государственной службе и, по свидетельству Погодина, «иметь большой круг действия». Однако при въезде в с столицу Веневитинов, вместе со своим спутником французом Воше, который сопровождал его под видом слуги, был арестован. В ходе допроса Веневитинов сделал заявление о том, что он не состоял в тайном обществе, но вполне мог бы принадлежать к нему. Веневитинов был освобожден через несколько дней, но арест нанес ему неизгладимую душевную травму.
В Петербурге поэт продолжил службу в Министерстве иностранных дел. К этому же времени относится и начало работы над романом «Владимир Паренский», задуманным еще в Москве. Петербургский период в жизни Веневитинова был непродолжительным: поэт простудился после бала, заболел и скоропостижно скончался. После смерти, словно продолжая его романтическую манеру жить, друзья Веневитинова одели на его палец воспетый в стихотворении «К моему перстню» перстень, который был подарен поэтессой и хозяйкой знаменитого литературно-музыкального салона Зинаидой Волконской[3]. Поэт был похоронен в Москве, в Симоновом монастыре. В память о своем восторженном поклоннике-поэте княгиня Волконская установила урну в специальном мемориальном месте своей римской виллы.
Деятельность Д.В.Веневитинова была высоко оценена современниками: «Веневитинов создан был действовать сильно на просвещение своего отечества, быть украшением его поэзии и, может быть, создателем его философии»[4].
Ссылки
- Цит. по: Кошелев В.А. Архивны юноши // Пушкинская энциклопедия. Т.1. – М., 1999. – С. 66 ↑ 1
- Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. – М., 1980. – С. 146 ↑ 1
- При перезахоронении в 1930 г. перстень был снят с пальца поэта, в настоящее время эта реликвия находится на хранении в Государственном литературном музее в Москве. ↑ 1
- Цит. по: Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь. М., 1992. - Т.1. – С.415 ↑ 1
Выходные данные:
- Просмотров: 2005
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 14.10.2010
- Версий: 5 , текущая: 5
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Крюкова Ольга Сергеевна
- профессор; доктор филологических наук
Ссылки отсюда
:
Московский государственный университет имени М В Ломоносова;
Персоны:Произведения:Ссылки сюда
Категории: