Зарегистрироваться

Психология экологического сознания

Категории Экологическая психология | Под редакцией сообщества: Психология

Психология экологического сознания занимается изучением индивидуального и группового экологического сознания (и мировоззрения) архаического, антропоцентрического и экоцентрического типов. Основными задачами здесь являются изучение его социо- и онтогенеза, разработка  психологических методов формирования, диагностики, коррекции и тренинга, в том числе и в экологическом образовании (С.Д. Дерябо, 1999; С.Д.Дерябо, В.А. Ясвин, 1995, 1996; В.А.Ясвин, 1999, 2000). К этому же направлению относятся исследования природоцентрического типа экологического сознания (В.И. Панов, Т.Е. Егорова, Н.В.Лапчинская, 2000; Н.В.Лапчинская, 2001).

Для психологии экологического сознания предметом изучения выступает экологическое сознание человека как высшая форма его психики. В зависимости от типа экологического сознания тип взаимодействия между компонентами системы « Человек – среда» определяется по-разному:

  • для экологического сознания антропоцентрического типа характерным является субъект-объектный тип  взаимоотношения между «человеком» и «Средой», поскольку в этом случае «Среда» (в данном случае, представляющая собой мир природных объектов)  рассматривается как объект потребления и эксплуатации со стороны «Человека»;
  • необходимым психологическим условием экологического сознания экоцентрического типа является субъектификация мира природы, т.е. наделение природных объектов свойствами субъекта[1]. Поэтому взаимоотношения между компонентами системы «Человек -  окружающая среда» в данном случае будут иметь субъект-субъектный характер, которые  в перспективе должны  переходить в субъект-порождающий (субъект-образующий) тип взаимоотношений между Человеком и Планетой, когда они образуют единого субъекта совместного процесса эволюции[2]. Психологической основой для формирования сознания такого  типа является порождение непосредственного ощущения  и состояния переживания единства с природными объектами (В.И.Панов, Т.Е.Егорова, Н.В.Лапчинская, 2002; Н.В.Лапчинская, 2001). Однако тогда это будет уже природоцентрический тип экологического сознания, когда и человек и природный объект выступают как разные проявления единой по своей сущности Природы.

Кроме исследований типов экологического сознания,  к этому же направлению относятся исследования экологического сознания как социологическогои социально-психологического феномена ( Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. Учебное пособие. - М.: Логос, 2001), особенности актуального экологчиеского сознания в контексте последжствий Чернобыльской катастрофы  (А.Л. Журавлев, Н.Н.Хащенко и др.).

Ссылки

  1. Выполнение субъектной роли предполагает выполнение по отношению к другому следующих функций: «а) обеспечивать воспринимающему переживание его собственной личностной динамики, б) быть опосредствующим элементом при построении воспринимающим системы его отношений с миром и  в) выступать в качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения» (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин, 1996. С.101).  ↑ 1
  2. Но этот же, субъект-порождающий тип отношений является необходимым условием для создания  развивающей образовательной среды в таких взаимоотношениях между педагогом и учащимися, которые построены с использованием активных (групповых, диалогических) методов обучения (В.И.Панов, 2000, 2001).  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.