Психология экологического сознания
Психология экологического сознания занимается изучением индивидуального и группового экологического сознания (и мировоззрения) архаического, антропоцентрического и экоцентрического типов. Основными задачами здесь являются изучение его социо- и онтогенеза, разработка психологических методов формирования, диагностики, коррекции и тренинга, в том числе и в экологическом образовании (С.Д. Дерябо, 1999; С.Д.Дерябо, В.А. Ясвин, 1995, 1996; В.А.Ясвин, 1999, 2000). К этому же направлению относятся исследования природоцентрического типа экологического сознания (В.И. Панов, Т.Е. Егорова, Н.В.Лапчинская, 2000; Н.В.Лапчинская, 2001).
Для психологии экологического сознания предметом изучения выступает экологическое сознание человека как высшая форма его психики. В зависимости от типа экологического сознания тип взаимодействия между компонентами системы « Человек – среда» определяется по-разному:
- для экологического сознания антропоцентрического типа характерным является субъект-объектный тип взаимоотношения между «человеком» и «Средой», поскольку в этом случае «Среда» (в данном случае, представляющая собой мир природных объектов) рассматривается как объект потребления и эксплуатации со стороны «Человека»;
- необходимым психологическим условием экологического сознания экоцентрического типа является субъектификация мира природы, т.е. наделение природных объектов свойствами субъекта[1]. Поэтому взаимоотношения между компонентами системы «Человек - окружающая среда» в данном случае будут иметь субъект-субъектный характер, которые в перспективе должны переходить в субъект-порождающий (субъект-образующий) тип взаимоотношений между Человеком и Планетой, когда они образуют единого субъекта совместного процесса эволюции[2]. Психологической основой для формирования сознания такого типа является порождение непосредственного ощущения и состояния переживания единства с природными объектами (В.И.Панов, Т.Е.Егорова, Н.В.Лапчинская, 2002; Н.В.Лапчинская, 2001). Однако тогда это будет уже природоцентрический тип экологического сознания, когда и человек и природный объект выступают как разные проявления единой по своей сущности Природы.
Кроме исследований типов экологического сознания, к этому же направлению относятся исследования экологического сознания как социологическогои социально-психологического феномена ( Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. Учебное пособие. - М.: Логос, 2001), особенности актуального экологчиеского сознания в контексте последжствий Чернобыльской катастрофы (А.Л. Журавлев, Н.Н.Хащенко и др.).
Ссылки
- Выполнение субъектной роли предполагает выполнение по отношению к другому следующих функций: «а) обеспечивать воспринимающему переживание его собственной личностной динамики, б) быть опосредствующим элементом при построении воспринимающим системы его отношений с миром и в) выступать в качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения» (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин, 1996. С.101). ↑ 1
- Но этот же, субъект-порождающий тип отношений является необходимым условием для создания развивающей образовательной среды в таких взаимоотношениях между педагогом и учащимися, которые построены с использованием активных (групповых, диалогических) методов обучения (В.И.Панов, 2000, 2001). ↑ 1
Выходные данные:
- Просмотров: 1849
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 03.03.2011
- Версий: 9 , текущая: 9
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Панов Виктор Иванович
- профессор; доктор психологических наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Дерябо Сергей Дмитриевич; Панов Виктор Иванович; Ясвин Витольд Альбертович;
Детализирующие понятия:Ссылки сюда
Категории:Детализирующие понятия: