Окружающая среда
Исходным основанием для вышеизложенной классификации основных направлений экопсихологии является представление о различных видах окружающей среды: физико-химической или, более широко, экологической ( психологическая экология); природной как среды обитания и как географической среды (экологический подход, психология глобальных изменений и частично психология окружающей среды); социальной, в том числе, жизненной и включая такие ее разновидности, как: пространственно-предметная, архитектурная, информационная, образовательная, этнокультурная, экстремальная и т.п. ( психология окружающей среды); наконец, природной среды как мира природы (психология охраны природной среды и психология экологического сознания).
Подобная дифференциация видов среды обусловлена господством аналитического метода в научном мышлении, и, как следствием этого, тем, что изучение психологических аспектов взаимодействия человека с окружающей средой изначально проводилось и продолжает проводиться в рамках различных научных дисциплин. В первую очередь экологии, географии, культурологии, социологии и, конечно же, психологии (общей, социальной, педагогической и др.). Причем каждая из этих дисциплин по своему предмету и методам естественно имеет дело с разными характеристиками и видами окружающей среды, что служит источником формирования разных направлений при изучении психологических аспектов взаимодействия человека с окружающей средой. Объединение этих различных направлений в общую область эколого-психологических исследований и стало причиной более частого использования понятия «окружающая среда», обозначающего разные виды природной и социальной составляющих жизненной среды как совокупности внешних условий психического развития и деятельности человека.
Между тем на более раннем этапе развития экопсихологии в работах М.Черноушека (1989) и Г.А.Ковалева (1993) используется понятие «жизненная среда», которая включает в себя пространственно-предметный, социальный и технологический компоненты и имеет более интегративный характер. И действительно, если следовать принципу экологической валидности, то окружающая среда в реальной жизни человека реально представлена совокупностью и природных и социальных условий психического развития и жизнедеятельности человека. Поэтому в определенных случаях более корректно говорить об окружающей среде как жизненной среде, включающей в себя природную и социальную составляющие, а не о природной или образовательной среде как отдельных, обособленных друг от друга и от человека видах окружающей среды (А.А. Суханов, 2005).
Методологическая необходимость введения понятия «окружающая среда» вызвана необходимостью описания объектных свойств и отношений среды не с позиции свойств отдельного объекта или обособленного монофактора, а с позиции:
- сопредставленности различных объектных свойств и отношений разной модальности;
- различной объективной и субъективной значимостью сопредставленных свойств и отношений окружающей среды для человека как компонента системы « человек – окружающая среда»;
- того, что количество и структурированность сопредставленных средовых свойств и отношений имеет относительный характер, т.к. зависит от состояния индивида, от выполняемого им действия (деятельности), от этнокультурной принадлежности и других индивидуально-психологических особенностей.
Итак, в общем виде понятием «окружающая среда» чаще всего обозначается совокупность, а также система природных и социальных факторов и условий, которые прямо или косвенно, мгновенно или долговременно оказывают влияние на жизнь и деятельность людей (М.Черноушек, 1989; В.А. Ясвин, 2000).
При этом в различных направлениях эколого-психологических исследований используются описания окружающей среды, построенные на разных основаниях. В качестве таковых можно указать:
- предметно-содержательный принцип, обусловливающий описание разных видов окружающей среды, свойства которой изначально заданы и известны: природная среда (физико-химическая и биологическая), пространственная (естественная и антропогенная), социальная среда (семейная, образовательная, информационная, этнокультурная), жизненная среда и т.п. (Г.А. Ковалев, 1993; В.И. Панов, 2001; М.Черноушек, 1989; В.А.Ясвин, 1997, 1999, 2000 и др.);
- экологический принцип, когда окружающая среда рассматривается именно как среда обитания (по Дж.Гибсону) или жизненная среда (по М.Черноушеку и по Г.А.Ковалеву), т.е. предоставляющая возможность (или препятствующая) обеспечивать удовлетворение жизненных потребностей человека. В этом случае исходным для описания видов окружающей среды является вычленение и описание этих потребностей биологических, социальных, психологических, духовных (С.Д. Дерябо, 1999; Г.А.Ковалев, 1993; М.Черноушек, 1989; В.А.Ясвин, 1997, 2000, 2000а);
- деятельностный принцип, согласно которому окружающая среда предстает как пространство возможностей для овладения различными видами деятельности (игровой, учебной, спортивной, производственной, художественной и т.п.) как условием и средством психического развития и социализации человека (В.И.Панов, 2004а; Проектирование образовательной среды…, 2000; В.В.Рубцов, Т.Г.Ивошина, 2002; В.И.Слободчиков, 2001). В этом случае окружающая среда предстает как результат встречи конкретного индивида с конкретным «пространством возможностей», позволяющим ему реализовать свою психическую активность посредством деятельности того или иного вида (например, образовательным пространством данного образовательного учреждения). Причем на разных этапах взаимодействия это «пространство возможностей» последовательно становится для данного субъекта фактором, условием и средством его психического развития;
- функциональный принцип, когда разные виды окружающей среды рассматриваются исходя из той функциональной роли, которую она играет в качестве компонент системы «человек – окружающая среда»:
— как объект восприятия пространственных и иных свойств, отношений и качеств окружающей среды (психология пространственной среды, экологический подход к восприятию, психология образовательной среды и др.);
— как фактор, демонстрирующий средовое воздействие на психику человека (психологическая экология, психология средовых влияний, экстремальная психология);
— как условие осуществления жизнедеятельности человека и средовые возможности удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей (психология окружающей среды, психология экологического сознания);
— как возможность превращения объектов, свойств и качеств окружающей среды в субъективное средство выполнения своей деятельности (психология окружающей среды, психология экологического сознания);
— как объект деятельности человека: проектирования, экспертизы, преобразования и т.п. (психология образовательной среды, психология охраны окружающей среды и др.) (В.И.Панов, 2001, 2004а).
Наконец, средовые свойства, отношения и качества могут иметь:
- объектный («вещный») характер, т.е. обусловленный собственными (не антропогенными) свойствами окружающей среды: химико-физическими, пространственно-предметными и т.п.;
- психологический характер, т.е. обусловленный психологическими качествами субъектов окружающей социальной среды. Например, психологические качества членов семьи как субъектов семейной среды, или одноклассников и учителей как субъектов образовательной среды;
- квази-психологический (антропогенный) характер, когда объектные свойства и качества среды имеют определенные психологическое содержание и значимость, обусловленные предметной деятельностью человека по их преобразованию или его субъективным (личностным) отношением к ним. Например, жизненные ценности архитектора, опредмеченные им в пространственных свойствах и отношениях проектируемой пространственной среды (паркового ландшафта, архитектурного комплекса, городской среды, жилища и т.п.), или содержание и методы обучения данного педагога, опредмеченные в свойствах создаваемой им образовательной среды и т.д.
Обобщая разные подходы к пониманию окружающей среды как психологического понятия, под окружающей средой понимается совокупность (или система) влияний и условий, способствующих или препятствующих индивиду в удовлетворении имеющихся у него потребностей, а также для формирования новых потребностей и для проявления скрытых и развития проявленных интересов и способностей. В качестве структурных компонентов окружающей среды выступают:
- Пространственно-предметный компонент как совокупность условий и факторов пространственного поведения человека;
- Коммуникативный (социальный) компонент как совокупность межличностных отношений между субъектами окружающей среды;
- Деятельностный компонент как совокупность («веер») деятельностей, в которые может включиться каждый из субъектов данной среды и тем самым получить возможность для своей жизнедеятельности и для своего физического (телесного), психического и социального развития.
Выходные данные:
- Просмотров: 2287
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 02.03.2011
- Версий: 9 , текущая: 9
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Панов Виктор Иванович
- профессор; доктор психологических наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Дерябо Сергей Дмитриевич; Панов Виктор Иванович; Ясвин Витольд Альбертович;
Категории:География; Культурология; Социология;
Детализирующие понятия:Психологическая экология; Психология глобальных изменений; Психология окружающей среды; Психология экологического сознания.
Ссылки сюда
Категории:
Технология лесозаготовок и деревообработки;
Детализирующие понятия:Международная организация (межправительственная); Оперативно-розыскные мероприятия; Основания (достаточный повод) для проведения оперативно-розыскных мероприятий; Природные ресурсы; Психологическая экология; Психология глобальных изменений; Психология окружающей среды; Ракета; Ракетный двигатель (РД); Рыночная экономика; Самонастраивающаяся система; Самоприспосабливающаяся система; Строительная физика; Технология; Функционализм Б.Малиновского; Экопсихология развития; Экстерналии (внешние эффекты); Ядерное оружие.