Зарегистрироваться

Уровни реализации культурной политики

Категории Культурная политика | Под редакцией сообщества: Культурология

Культурная политика – сложная, полифоническая, полифункциональная, динамическая система, способная к трансформации, детерминированная ключевыми политическими установками конкретного государства или союза государств на определенном этапе исторического развития. В культурной политике можно выделить несколько уровней актуализации. Количество этих уровней будет детерминироваться объективными факторами, связанными со структурным строением.

Если культура той или иной страны вписывается в международное культурное пространство, а страна является членом международных организаций, таких как Организация объединенных наций (ОНН) или ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), то в ее культурной политике обязательно должен присутствовать международный уровень реализации. Культурная политика конкретного государства определенным образом должна корреспондироваться с теми установками и ценностями, которые закреплены в документах данных международных организаций.

Важную роль в вопросах уровней актуализации культурной политики играет организационная структура и масштаб государства. В частности, если государство представляет собой союз, конфедерацию или федерацию, культурная политика должна иметь как общегосударственный уровень реализации, так и региональный для каждого отдельного его субъекта, входящего в единое государственное целое.

В качестве примеров союзного устройства в настоящее время можно привести как минимум две иллюстрации: Евросоюз и СНГ. В первом случае можно констатировать, что в ЕС многое уже сделано для того, чтобы страны, входящие в него обрели в полном смысле единое культурное пространство, и на концептуальном и на законодательном уровне. Что касается СНГ, то здесь еще достаточно много проблем, для решения которых требуется государственная волю и определенное время.

В том случае, когда государственное устройство не отличается сложностью и разнообразием субъектов, то в нем, как правило, отношение центра и региона все равно будут иметь место, но не столь дифференцированное.

Наряду с региональным уровнем реализации культурной политики существует и муниципальный, который связан с решением вопросов культуры на городском уровне, который в свою очередь имеет еще более минимизированный уровень актуализации как уровень городского округа или района.

Культурная политика отдельного государства имеет структуру слоеного пирога и или территориальной стратификации. Федеральный уровень культурной политики, ее концептуальная, экономическая и правовая составляющие определяется основным законом государства его Конституцией. Общеизвестно, что Россия – государство многосубъектное, многонациональное, многоконфессиональное, что, нашло отражение в особенностях ее культуры в целом  и, безусловно, должно учитываться в декларируемой и реализуемой культурной политике.

Основные позиции культурной политики наше государство закрепило в Конституции РФ., в частности, в ст. 44. записано:

1.  Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2.   Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.    

3.  Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Основной закон составляет фундамент, на котором выстраиваются все другие модицикации культурной политики самых различных уровней. Указанные статьи Конституции должны иметь  более конкретное воплощение в программных документах культурной политике, дающих представление о том, каковы приоритеты федеральной культурной политики. Наряду с определением приоритетов важна также проработка механизмов их актуализации. Вопросы экономики, финансирования и правового сопровождения культурной политики и социокультурных процессов в обществе. Для этого в государстве создаются соотвествующие структуры: министерства, ведомства,  советы  и д. и т.п. В настоящее время понятия "единое культурное пространство России", "Федеральная культурная политика", "Федеральные программы сохранения и развития культуры", "общенациональное культурное достояние" пока не наполнены конкретным содержанием.

В процессе реализации культурной политики важными являются вопросы разграничения полномочий между федеральным центром, субъектами федерации и муниципальными образованиями. Решение данных вопросов, как правило, упирается  в проблему финансирования культуры, которая должна осуществляться на всех заявленных уровнях. Но в условиях рынка культура должна осмысливаться не только как дотационная отрасль, но в отдельных случаях как сфера, в которой культурный ресурс становится источником экономической выгоды и роста рабочих мест.

Усиление регионального подхода связано с идей децентрализации управления культурой. Этот подход будет рационален и практичен при условии определении таких принципов финансирования культуры, которые позволят достигнуть сбалансированного многоканального ее финансирования, в частности, с принятием закона о меценатстве, что позволит развивать стимулирующие налогообложение и в этом случае культура сможет получить дополнительные внебюджетные средства для своего развития как это происходит в развитых странах мира. Во Франции с 1981 по 1990 г. расходы правительства на культуру увеличились примерно в три раза, а расходы провинций - в десять раз. В ФРГ из государственных расходов на культуру в Федеральном бюджете приходится около 1,8%, на бюджеты земель  - 41%, а на самые низовые, общинные - более 57%. В некоторых государствах центральные органы имеют право финансировать любую культурную программу любого уровня (региональную, муниципальную), но не более чем на 50% ее общей стоимости. Остальные деньги должны изыскать местные власти, фонды, корпорации, меценаты. В некоторых странах для культуры появился так называемый "взнос вывоза", который стал провоцировать активность других финансовых источников. Правительство выделяет для реализации какого-либо культурного проекта ровно 33,4 процента его стоимости - т.е. чуть больше трети, поощряя соучастников взять на себя оставшиеся две трети. Еще один вид ассигнований на культуру сверху - "взнос на дальнейший прогресс, суть которого в выявлении "внизу" и поощрении "сверху" экстраординарных работ, имеющих общенациональное и международное значение.

В современных условиях многоуровневый подход к реализации культурной политики является одним из наиболее эффективным при условии обоснованного подхода к выработке культурной политики, ее приоритетов и механизмов реализации.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.