Зарегистрироваться

Российский институт культурологии

Категории Социология культуры и духовной жизни · Культурология · Прикладная культурология · Предпринимательство в культуре ... | Под редакцией сообщества: Социология

Адрес организации:
109072, Москва, Берсеневская наб. д. 18-20-22, стр. 3
Телефон:
(495) 959-09-08
Факс:
(495) 959-10-17
Электронная почта:
info@ricur.ru
Сайт:
http://www.ricur.ru
Время работы:

Российский институт культурологии (РИК) – научно-исследовательский центр, главной задачей которого является изучение проблем культуры в самом широком методологическом, географическом и временном диапазоне.

Институт занимает ключевое положение среди научных учреждений, занимающихся проблемами фундаментальной и прикладной культурологии.

Культура понимается учеными Института в антропологическом смысле, как система нравов, традиций, обычаев и ценностей, объединяющих то или иное сообщество (носителей той или иной культуры). Такое понимание включает сферу культуры в узком смысле (наследие и искусства).

В ходе исторического развития область исследований сотрудников Института расширялась и дифференцировалась. Он был создан в начале 30-х годов ХХ века на волне интереса к краеведению. Затем в центре внимания научного коллектива оказались вопросы музейного дела и памятниковедения. В послевоенный период, оказавшись в ведомстве не союзного, а республиканского Министерства культуры (РСФСР), Институт постепенно охватил основные сферы интересов органа управления культурой как отраслью: экономику и управление культурой, социологию культуры, информационное обеспечение сферы культуры, культурную политику и т.д., в первую очередь – с научно-методической точки зрения.

В 1960–1970-х гг. в Институте получили развитие экономические и социологические исследования, изучалась деятельность массовых культурно-просветительных учреждений, планирование и прогнозирование развития учреждений культуры, взаимоотношения государственных и общественных организаций в области охраны и использования памятников. Трудами докторов философских наук Н.С. Злобина, Э.А. Баллера и М.Б. Туровского стали создаваться работы, посвященные теории культуры. В 1980-е гг. были опубликованы серии работ по методологии и методике исследования культуры (под редакцией Я.С. Капелюша), проблемам социального проектирования (под редакцией Д.Б. Дондурея), по вопросам качества городской среды (под редакцией В.Л. Глазычева), развития народного творчества (под редакцией Н.Г. Михайловой), а также сохранения и возрождения фольклорных традиций (под редакцией А.А. Банина) и ряд других.

В 1990-е годы Спектр исследований Института значительно расширился и охватил всю систему культуры – от музеев и памятников до кино, телевидения и новых информационных технологий, от краеведения и фольклористики до художественного творчества и культурной жизни населения. Особенно активно в первой половине 1990-х гг. развилось новое для Института, возглавленное доктором философских наук Э.А. Орловой направление, включившее социально-культурную антропологию и анализ модернизационных процессов в России. Под руководством доктора философских наук О.К. Румянцева ярко заявило о себе и направление, связанное с теорией культуры, в рамках которого была опубликована уникальная серия сборников «Постижение культуры». Отдельное направление исследований составило изучение теории и истории художественного процесса, возглавленное К.Э.Разлоговым. Под его руководством было начато изучение массовой и экранной культуры.

В настоящее время в Институте разрабатываются проблемы теории и истории культуры в самых различных областях (народная культура, профессиональные искусства, социокультурные проблемы современного мира, новые технологии коммуникации) с разных методологических позиций: собственно культурологии, философии, социологии, психологии, искусствознания, политики, экономики и др. В рамках научного направления «Гуманитарные исследования» продолжается изучение проблем теории искусства, художественного опыта в контексте социальной реальности, форм и методов отображения конкретных страниц культуры в гуманитарном мышлении, а также реализация новых исследовательских стратегий применительно к массовой культуре, массмедиа и «техническим» видам искусства, в первую очередь, экранным (кино, телевидение, видео) и разработка проблем прикладной культурологии, включая методологию исследования и формирования социокультурных практик

Прикладные исследования касаются социокультурной практики, особенностей функционирования различных культур в прошлом и настоящем. Сотрудники Института принимают участие в решении проблем культурной политики в национальном, региональном и международном аспектах, разрабатывают проекты учреждений культуры, различных культурных и художественных событий, манифестаций, выставок и фестивалей.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.