Услуга культуры
Услуга культуры — культурное благо, целесообразная деятельность, существующая для удовлетворения социальной потребности: религиозной, образовательной, художественной и т. д.
Специфика сферы культуры обусловлена своеобразием духовного производства. В сфере культуры продукт имеет не столько вещественный характер, сколько связан с феноменами сознания: образами, образным мышлением. Образ — субъективная форма отражения реальности. Образ всегда нематериален, субъективен и идеален. Он существует только в сознании, то есть не имеет вещественного воплощения. Если образ опредмечивается в конкретно-чувственной или абстрактной форме, он перестает быть образом.
Культурная услуга – особая форма получения удовлетворения потребностей. Когда человек отправляется в театр, кино, на выставку, в музей, то главное, что он получает в результате восприятия – это впечатление. Впечатление, которые насыщено эмоционально (положительно или отрицательно). Впечатление – особая форма субъективно-психологической фиксации ощущений и восприятий в образах сознания. В современном мире весьма большое внимание уделяется проблеме впечатлений, в западной науке возникло и закрепилось понятие экономики впечатлений. За впечатления современный человек готов платить существенные деньги.
К онтологическим особенностям услуг культуры и искусства принято относить:
— нематериальный характер производимого эффекта — эмоции, чувства, переживания, новые идеи и т. д.;
— субъективный характер восприятия и получения услуги — индивид получает и осмысливает услугу непосредственно сам. Вместо него, но для него никто услугу освоить не может. Если другой человек слушает оперу или смотрит живописные полотна в картинной галерее, то удовольствие получает он непосредственно сам, а окружению транслирует только свои впечатления и оценки;
— активное участие потребителя в производстве услуг — автор или организатор, как посредник, ориентирован на публику. Создание произведения — это всегда диалог автора и потенциального потребителя. В данном случае спрос, вкус, запросы общества учитываются при предоставлении любого рода услуг культуры;
— особый эффект воздействия от услуги на личность потребителя — чувства, мысли, получаемые при потреблении культурного продукта воздействуют на человека, его личность, побуждают к принятиям решений, действиям;
— пространственно-временная локализация услуг — потребление услуги культуры, будь то концерт, выставка картин, прочтение книги — всегда происходит в определённом месте и времени;
— неотделимость от источника — восприятие художественного произведения невозможно вне самого художественного произведения;
— непостоянство качества — зависимость качества как от исполнителя услуги, так и от подготовленности реципиента, публики;
— несохраняемость — услуга творится здесь и сейчас, ее нельзя приобрести впрок.
Выходные данные:
- Просмотров: 1438
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 17.02.2011
- Версий: 7 , текущая: 7
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Хангельдиева Ирина Георгиевна
- профессор; доктор философских наук